Занятия, главной целью которых является развитие речи, имеют свою специфику для каждой возрастной группы.
В статье рассказывается об особенностях занятий логопеда с детьми раннего (до трёх лет) возраста.
Особенности занятий логопеда с детьми до трёх лет
Подготовительный этап
До начала работы, которая направлена непосредственно на развитие речи, проводится подготовка в виде подражательных игр. Через них дошкольник получает информацию от педагога-логопеда.
Кроме того, игры на подражание способствуют развитию дыхания, внимания, фонематического слуха и памяти. А без них невозможно формирование детской речи.
Эмоциональный контакт участников
Успех занятий зависит от вовлеченности ребёнка, его эмоционального настроя. Логопеду важно добиться доверия подопечного и положительной мотивации к речевым занятиям. Нужно уметь вставать на позицию обучаемого, быть доброжелательным, открытым и непосредственным. Желательно использовать поощрение и стимулы к новым речевым попыткам. Это поможет избежать боязни речи и нежелания говорить.
Речевое сопровождение логопеда
Некоторые дети до трёх лет не владеют активной речью. Основная задача педагога-логопеда – быть ведущим: задавать вопросы, если нужно, то и самому отвечать, предлагать возможные варианты ответов, показывать, объяснять. Важно повторять всё многократно для лучшего усвоения материала.
К речи логопеда есть ряд требований: говорить просто, чисто произносить звуки, обладать хорошей артикуляцией.
Использование специальных игр
Ведущим видом деятельности для ребёнка 2-3 лет, бесспорно, является игра. Поэтому и обучение должно строиться с использованием логопедических игр, интересных для маленьких детей.
Кроме игрового сюжета и наглядности, используются специальные приёмы: речевые паузы, подкрепление жестами, произнесение концовки слов и фраз ребёнком.
При организации занятия и подборе игр важно также учитывать особенности детей со стойкими нарушениями речи: повышенная утомляемость, рассеянное внимание и другие.