Каждый день в жизни ребенка происходят какие-то открытия. Мир расширяется с каждым днем. Обо всем этом ему надо поделиться с мамой, папой, братьями и сестрами. Одними жестами и междометиями уже не обойтись. Нужны слова.
«Как это старший брат говорил? Это машина. Надо запомнить». Примерно так думает ребенок в возрасте полутора лет.
Что делать, если ребенок плохо разговаривает?
Речь ребенка особенно интенсивно развивается в младшем и среднем дошкольном возрасте.
В это время нужно, чтобы с ребенком разговаривали родители как можно чаще. Задавали ему вопросы и отвечали на его, рассказывали сказку на ночь. Но чаще всего родители не делают этого, ссылаясь на загруженность и усталость. Поэтому к 7 годам возникают разные сложные ситуации.
Основные проблемы:
- речь состоит из односложных предложений;
- небольшой запас слов;
- неумение построить правильно вопросительное предложение;
- неспособность описать картинку или пересказать рассказ;
- плохая дикция.
Все чаще встречаются дети с этими нарушениями. Этих проблем можно было бы избежать при правильных занятиях с дошкольником.
Как заниматься с ребенком?
Большое внимание надо уделять произношению звуков. Желательно, если бы родители своей правильной речью давали ребенку хороший пример. Ученые доказали, что мелкая моторика и речь очень тесно связаны, поэтому надо чаще с малышом собирать конструктор, вырезать мелкие детали.
Если у дошкольника не сформирована речь к пятилетнему возрасту, следует обратиться к специалисту, так как к моменту, когда ребенок пойдет в школу, его речь должна быть правильной. Нужно помнить, что дети, не выговаривающие звуки, делают те же ошибки при письме.
Общаясь с ребенком дошкольного возраста, надо научить его слушать, реагировать ответом на вопросы.
Хорошо развивает память, заучивание небольших стишков. В это же время можно поработать над звуками и интонацией.
Даже если ваш ребенок ходит в логопедический садик или группу, желательно каждый день обращать внимание на то, как ваш ребенок выговаривает слова, какие употребляет, появились ли новые слова в его разговорной речи.
Какие упражнения можно проводить с дошкольником?
- Упражнение « Расскажи, что ты видишь на картинке». Предназначено для детей четырех лет. Задача – научить составлять связанные предложения. Упражнение лучше всего проводить в форме игры, чтобы не пропал интерес к этому занятию. Для того, чтобы разговорить ребенка, можно использовать вводные фразы: «Как ты думаешь..? А как бы ты поступил…, А если бы…». После трех лет ребенок должен уметь строить предложения и составлять рассказ. В противном случае он долгое время не сможет справиться с этой проблемой и придется обращаться к специалисту. Чтобы помочь малышу справиться с этой задачей, с ним надо много говорить, просить его рассказывать истории, составлять диалоги. Во время таких бесед следует в мягкой форме исправлять неправильно оформленные предложения.
- Пение колыбельных песен и чтение прибауток. С рождения ребенку надо петь колыбельные и читать прибаутки. Малыш начинает чувствовать мелодичность и ритм языка. Запас слов значительно пополняется. Они учат составлять новые слова. При этом развивается фонематический слух, так как повторяются звукосочетания, фразы, присутствуют элементы звукоподражания.
- Поговорки и скороговорки. У дошкольника не достаточно сформирована речь, поэтому повторение поговорок и скороговорок будет полезно для всех детей. Никто не рождается с идеальной дикцией, она тренируется при помощи специальных упражнений.
Подводя итог, надо отметить, что речь дошкольника развивается по двум направлениям: практическое применение в общении с взрослыми и сверстниками и побуждение мыслительной деятельности. Речь и мыслительная деятельность связываются воедино.