Афазия — это нарушение языковой функции, которое локализуется в доминирующем полушарии головного мозга. Традиционно афазия классифицируется как экспрессивная (Broca) или рецептивная (Wernicke’s) афазия. Многие пациенты имеют компонент обоих типов афазии. Это состояние было впервые описано немецким врачом Карлом Вернике в 1874 году и характеризуется нарушением понимания языка. У пациентов с афазией Вернике нарушается понимание речи, и поэтому они не распознают допущенные ошибки. Языковая функция локализует в левом полушарии головного мозга почти всех правшей и 60% левшей.
При афазии Вернике человек свободно говорит с нормальной скоростью и интонацией. Тем не менее, содержание часто трудно понять из-за перефразирующих ошибок. Парафазные ошибки бывают двух форм: семантические ошибки парафазии, когда одно слово заменяется другим, и феноменальные парафразические ошибки, когда один звук или слог заменяется другим. Примером фонематической парафазической ошибки может служить пациент, говорящий «весы» вместо «часы». В серьезных случаях эти ошибки могут привести к неологизму (новым словам) или словесному салату, что делает общение почти неразборчивым. Чтение включает в себя понимание написанных слов, и, следовательно, чтение также часто нарушается при афазии Вернике. Как и в случае афазии Брока, повторение также нарушено.
В отличие от афазии Брока, пациенты с афазией Вернике говорят с нормальной беглостью и просодией, следуют грамматическим правилам с нормальной структурой предложений. Связанные с этим неврологические симптомы зависят от размера и местоположения поражения и включают дефицит поля зрения, проблемы с расчетом (акалькулия) и письмо (аграфию). Пациенты с афазией Вернике часто не имеют гемипареза, сопровождающего языковой дефицит. Они также не проявляют такой же степени эмоциональных всплесков и депрессии, как при афазии Брока.
На диагностике у пациента должен проверяться каждый компонент языка, включая оценку беглости речи, умение называть предметы, повторять простые фразы, понимать простые и сложные команды, читать и писать. При тестировании понимания целесообразно начинать с простых команд, таких как «закрой глаза» или «открой рот». Затем следует выполнить более сложные команды, «покажи мне два пальца на левой руке» и команды, которые требуют пересечения средней линии, такие как «дотроньтесь до правого уха левой рукой».
Бостонское диагностическое исследование афазии является широко используемым тестом для оценки пациентов с языковым дефицитом. Формальное психоневрологическое тестирование может быть необходимо для определения областей языкового дефицита. Нейровизуализация (КТ, МРТ, МРТ, ПЭТ или ОФЭКТ) может потребоваться для локализации и диагностики этиологии афазии.
Афазию Вернике следует отличать от болезни Альцгеймера. В обоих случаях у пациентов могут возникнуть проблемы с ответами на основные вопросы ориентации. В афазии Вернике ключевой дефицит — это понимание, в то время как при деменции проблема с памятью. Болезнь Альцгеймера имеет тенденцию быть подострой в начале и прогрессировать по природе в отличие от афазии Вернике, которая внезапно начинается из-за ишемического инсульта. Нейроизображение мозга может помочь в различении двух состояний.