Бывает, что родители замечают за ребенком странную «способность» в неумении распознавать, путать буквы и слова при чтении. Данное психологическое расстройство носит название дислексия. Так ли оно опасно?
Понятие дислексии
Данный термин был введен в 1887 году Рудольфом Берлином. Он работал с мальчиком, страдающим от данного недуга. При данном нарушении нелегко обучаться чтению и письму, так как происходит путаница в порядке букв, слов, их звучании. Дислексия чаще встречается у детей, так как именно в данном возрасте начинается школьное обучение. Примерно 2-10% обучающихся имеют эту проблему.
«Виновники» дислексии
До сегодняшнего дня возможности нашего мозга не изучены и на половину. Процессы, происходящие в нем сложны. Поэтому трудно выявить основную причину появления дислексии.
До 1970 года ученые считали, что причина кроется в отклонениях в работе полушарий головного мозга, другие полагали, что имеет место быть проблема со зрительным восприятием.
На настоящий момент западные ученые считают основным наследственный фактор.
В перинатальном периоде воздействие на ЦНС ребенка могли влиять патологические факторы: болезни матери, внутриутробная инфекция, отслойка плаценты, проблемы с родоразрешением.
В постнатальном периоде возможны черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания различной этиологии, гормональные сбои.
Усугубляют ситуацию социальные факторы: недостаток общения и правильного контроля в освоении учебной программы.
Главное – вовремя обезвредить!
При несвоевременно замеченной проблеме и недостатке внимания корректировке дислексии расстройство будет прогрессировать, поэтому при первых симптомах необходимо обратиться к специалисту.
До 7 лет у ребенка наличие данного нарушения выражается в сложности запоминания новых слов. Ему трудно даются первые навыки обучения грамоте и коммуникация со сверстниками; память плохая, трудно ориентироваться в значении право-лево.
В начальных классах трудности со чтением более очевидны: ребенок путает порядок букв в слове, с трудом запоминает новую информацию, при письме множество ошибок.
В средних классах темп чтения заметно отстает от сверстников, почерк практически не читаем, дислектики часто страдают от насмешек одноклассников, поэтому они отказываются писать на доске, а так же читать вслух.
В старших классах ребенок так же плохо пишет и читает, не умеет пересказывать тексты, излагать правильно мысль, медленно осваивают программу.
Во взрослом возрасте трудно воспринимать информацию, память плохая, частичное или полное отсутствие умения писать и читать.
Лекарство от дислексии
Дислексия остается проблемой человека до конца жизни. Облегчить ситуацию может вовремя начатая корректировка расстройства. Существует множество разработанных методов и программ, которые помогут в обучении распознавания слов и звуковых единиц. При этом не стоит забывать о моральной и эмоциональной поддержке.