Автор: Дмитрий Александрович Астахов, преподаватель, Тульский государственный университет (ТулГУ)
Доказано, что учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование и коррекцию адекватной самооценки личности студентов,
положительно влияет на комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени.
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние физической культуры в высшей школе требует повышения эффективности, поиска новых форм, средств, методов, нестандартного подхода
к организации учебно-тренировочного процесса в зависимости от физического состояния студентов. Это обусловлено рядом причин, среди которых на одном из первых
мест стоит значительное ослабление здоровья молодого поколения вследствие социально-экономических и демографических перемен в нашей стране в последние десятилетия.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследования проводились на базе ТулГУ. Пилотажными исследованиями было охвачено 243 студента всех факультетов. Впоследствии были сформированы две группы студентов специальной медицинской группы (СМГ), отличающихся однородностью результатов, с примерно одинаковыми заболеваниями (сколиоз 1-2 степени), типом телосложения.
Контрольная группа (КГ) занималась по программе ГОС ВПО II поколения. В экспериментальной группе (ЭГ) в процессе формирующего эксперимента в оценочном
процессе принимали непосредственное участие сами студенты. Они контролировали и оценивали свои движения, а также объясняли, за что именно поставили себе данную
оценку. Затем информацию студентов и фактические результаты подвергал разбору преподаватель. Проводились систематический анализ своей деятельности и регулярный отчет перед преподавателем .
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
При планировании нагрузки мы исходили из того, что одни и те же по величине тренировочные воздействия не приводят к функциональным сдвигам, так как организм
адаптируется к нагрузкам. Поэтому, занятия строились с учетом трех режимов нагрузки. Планирование учебных занятий заключалось в постепенном наращивании физической нагрузки. При обосновании планирования нагрузки мы исходили из принципа постепенного увеличения нагрузки. В ее основу положен принцип волнообразного увеличения. Наиболее эффективной формой построения учебных занятий всегда считалась комплексная форма, предусматривающая одновременное решение целого ряда задач и использование нагрузок различной преимущественной направленности. Именно это обстоятельство и определило выбор комплексной формы занятий со студентами СМГ [1, 3].
Формирование у студентов объективной самооценки личности и здоровья в процессе занятий физической культурой имеет большое значение. Умение объективно
оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать,
является необходимым условием полноценного усвоения студентами содержания учебной программы по физической культуре. Однако самооценка как фактор, проявляемый в процессе развития самосознания, в значительной степени зависит от объективных условий .
Как обнаружилось, в условиях обычного занятия по физической культуре студенты СМГ не могут проанализировать свои действия и выделить критерии оценки.
Студенты преимущественно сводят анализ результатов своих движений к количественному показателю учебного норматива.
Своеобразие самооценки студентов заключалось в определении рассогласованности между самооценкой личности и оценкой своих возможностей в конкретном виде
деятельности. Этот факт объяснялся тем, что различные стороны самооценки студентов находятся на разных этапах формирования и характеризуются различной степенью
реалистичности.
Умение объективно оценивать свои возможности при выполнении конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями, которым они должны отвечать, являлось необходимым условием полноценного усвоения
студентами содержания программы по физической культуре.
Известно, что положительные функциональные изменения формируются в организме под влиянием физической нагрузки практически только через месяц после
начала занятий с использованием одних и тех же средств и методов. Рекомендации по
содержанию, объему и организации тренировочных занятий строились нами в соответствии с данными научно-методической литературы и собственных исследований
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Этапный контроль процесса физического воспитания в вузе включал в себя не только процессы регистрации и оценку показателей физического состояния студентов, но и их самооценку. Как показали наши исследования после проведенного эксперимента, результаты студентов ЭГ по многим показателям имеют достоверно более высокие уровни, по сравнению с их сверстниками из КГ.
Данные соматоскопии на этапе формирующего эксперимента свидетельствуют, что у обследуемых студентов СМГ при осмотре отмечено анфас расположение надплечий на одном горизонтальном уровне, левый треугольник талии слегка уступает правому.
Расстояние от 7 шейного позвонка до нижнего угла лопаток с обеих сторон в ЭГ стало почти одинаковым и составляет 13,78 см, в КГ 13,81 (слева), справа 14,50. Данные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики в осанке ЭГ, которая приближается к правильной и имеет достоверные различия (P<0,05). Анализ динамики прироста показателя внутри каждой группы показал, что у студентов ЭГ и КГ результат достоверно улучшился (P<0,05).
В блоке функциональных возможностей достоверные различия зафиксированы между студентами ЭГ и КГ в пяти показателях – время восстановления пульса после нагрузки, подвижность позвоночника вправо, влево, вперед и сила мышц спины (P<0,05).
Достоверные различия (P<0,05) в блоке самооценки здоровья зафиксированы по одному показателю (на 3,84%) – физическое состояние студентов СМГ, характеризующее отсутствие частых болей и других неприятных телесных ощущений, ограничений в движениях и перемещении. Внутри обеих групп достоверные различия отмечены по одному показателю – физическое состояние.
В блоке самооценки личности у студентов ЭГ и КГ за период формирующего эксперимента достоверные различия зафиксированы (P<0,05) по трем тестам — реактивная (на 3,38%) и личностная тревожность (2,34%), самооценка личности (2,27%).
Внутри ЭГ достоверные различия (P<0,01) отмечены по двум показателям — реактивная и личностная тревожность. В КГ студентов после эксперимента достоверных изменений не обнаружено.
Анализ полученных результатов тестирования студентов СМГ позволил выделить три группы с определенным уровнем (заниженный, адекватный и завышенный)
развития самооценки здоровья и личности в процессе занятий физической культурой.
После формирующего эксперимента в блоке самооценки здоровья исследование уровней каждого теста показало, что в тесте физическое состояние заниженный уровень самооценки студентов в ЭГ изменился с 38,7% до 14,56%, в КГ, соответственно, с 37,2 до 35,7%. Адекватный уровень самооценки данного теста у студентов ЭГ составляет 64,7% (49,9 — до эксперимента), в КГ 47,98 и 51,9%, соответственно. Вместе с тем завышенный уровень самооценки физического состояния у студентов ЭГ увеличился – 20,74% (до эксперимента — 11,4), в КГ стал 16,32 (10,9%).
В другом показателе самооценки здоровья, влияющим на достижение благополучия в семье, учебе, в общении с друзьями, после эксперимента у студентов ЭГ заниженный уровень составил 15,7% (27,5 — до эксперимента), у студентов КГ 23,61 и 25,82%, соответственно. Адекватный уровень самооценки у студентов ЭГ повысился до 68,94% (55,66), в КГ изменился незначительно и равен 56,32% (58,25). У студентов ЭГ завышенный уровень имеют 15,36% (16,84), а в КГ– 20,07 (15,93%).
Исследование уровней самооценки тревожности в процессе занятий после эксперимента показало, что завышенный уровень реактивной тревожности у студентов ЭГ составляет 12,7%, в КГ — 7,9% (до эксперимента он отсутствовал); адекватный уровень у студентов ЭГ повысился с 44,5 до 71,9%, в КГ — с 35,6 до 48,4%; результаты заниженного уровня изменились с 55,5 до 15,4 % у студентов ЭГ и с 64,4 до 43,7% у их сверстников КГ.
Завышенный уровень личностной тревожности у студентов ЭГ равен после эксперимента 10,5% (26,7), в КГ — 26,4% (24,4); адекватный уровень у студентов ЭГ составляет 82,7 (57,8) и 63,8% (64,5) в КГ; заниженный уровень у студентов составляет 6,8% (15,5) в ЭГ и 9,8 (11,1) в КГ.
Значительные отклонения от уровня адекватной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у студентов СМГ в ситуациях оценки компетентности, в этом случае следует снизить значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировать чувство уверенности в успехе. А низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к деятельности и к чувствам ответственности.
По самооценке личности результат завышенного уровня до эксперимента у студентов ЭГ составлял 17,2%, в КГ был равен 22,2%. После формирующего эксперимента у студентов ЭГ результат достигает 7,3%, в КГ результат увеличился до 18,3%.
Адекватный уровень до эксперимента у студентов ЭГ – 61,1%, в КГ — 51,7%, после эксперимента эти результаты изменились в ЭГ до 81,8%, в КГ — до 67,4%. Заниженный
уровень этого показателя до эксперимента у студентов ЭГ был равен 21,7%, в КГ — 12,2%, после: в ЭГ — 10,9%, в КГ – 14,3%.
Завышенный и заниженный уровень самооценки может быть следствием разных причин и не должен пугать человека. Дело не в том, что люди, чрезмерно высоко
или низко оценившие себя, нуждаются в специальной психологической помощи, они же живут в семье, в коллективе. Опыт показывает, что и для коллектива, его социально-психологического климата, одинаково плохо наличие в нем людей, неадекватно оценивающих себя.
ВЫВОДЫ
Результаты педагогического эксперимента по исследованию самооценки студентов СМГ в процессе занятий физической культурой показали, что применение разработанной нами программы на основе реализации предложенных педагогических условий, где содержание и организация учебно-воспитательного процесса направлены на формирование адекватной самооценки, комплексное развитие физических качеств и исправление сколиоза 1-2 степени, а также адаптацию организма к волнообразно повышающейся нагрузке, улучшило результаты по многим показателям на достоверном уровне.
Увеличение количества студентов с адекватным уровнем и уменьшение их с заниженным уровнем самооценки здоровья и личности, занимающихся в СМГ физической культурой, объясняется тем, что умение объективно оценивать свои возможности выполнения конкретных движений наряду с умением соотносить достигнутые результаты с требованиями являются необходимым условием более полноценного усвоения экспериментальной программы по физическому воспитанию. Характер изменения в КГ можно назвать вероятностным, поскольку в нем присутствуют как положительные, так и отрицательные тенденции.
Предложенные педагогические условия воздействия на формирование и коррекцию самооценки личности студентов СМГ в процессе занятий физической культурой оказывают положительное влияние на повышение уровня не только адекватной самооценки, но и физической подготовленности студентов СМГ.