Термин «дислалия» был введён ещё в XIX веке. После этого он пережил различные изменения своего значения. Дислалия — одно из самых распространённых заболеваний, связанных с нарушением речи. Она характеризуется дефектами звукопроизношения, но слух и мышечная активность речевого аппарата находятся в норме.
Общие сведения
Эта болезнь не затрагивает дефекты органов и малое количество мышечных сокращений, необходимых для произношения. Основным фактором нарушения произношений звуков является неоконченное формирование речевого аппарата либо неполное воспитание. Вовремя неисправленные проблемы со звукопроизношением могут стать основой для нарушений в области письма и чтения.
Виды функциональной дислалии
Данное заболевание можно классифицировать разными способами.
Способ 1. В лечении различных заболеваний используется патогенетический подход. В данном случае учитывается преобладание речеслуховой или речедвигательной недостаточности. Используя эти данные, выделяют 3 формы функциональной дислалии. Подобное деление затрагивает психофизиологические способы образования речи, имеющие проблемы у ребёнка и требующие исправления с помощью логопеда.
Сейчас мы рассмотрим эти три вида более подробней.
Моторная функциональная дислалия. Данный тип обусловлен неполноценной готовностью артикуляционных органов к выполнению речедвигательных актов, таких как: удержания языка и губ в правильных положениях, своевременное переключение с одной артикулемы на другую. В результате неправильного взаимодействия нервных импульсов и двигательных частей закрепляется нарушенное звукопроизношение.
Сенсорная функциональная дислалия. Этот тип вызван недостаточным развитием восприятия речи слуховым аппаратом. В результате недоразвития не может сформироваться фонематическая система языка.
Смешанная функциональная дислалия. Другое название – сенсомоторная. Дело в том, что предыдущие 2 вида связаны между собой. Из-за этого в основе дефектного произношения лежат связанные факторы. Часто бывает так, что неправильное звукопроизношение связано с некорректным звуковосприятием. Здесь наблюдается смешанная связь вышеперечисленных видов.
Способ 2. Принято рассматривать данное заболевание и с другой точки. Со стороны фонетических или фонематических нарушений осуществляют следующее деление:
- акустико-фонематическое. Причиной этой формы служит неумение ребёнка различить близкие по звучанию звуки. Из-за того, что они обладают похожим произношением, он не может досконально понять услышанное, поэтому такие звуки пропускаются, смешиваются или заменяются;
- артикуляторно-фонематическая. У ребёнка не развита совокупность приспособлений к речи и образованию звуков. По этой причине он изменяет звуки или пытается смешивать, чтобы как-то достигнуть нужного результата;
- артикуляторно-фонетическая. В данном случае полностью сохраняется активность фонематических процессов. Нарушения затрагивают физическую степень речи. Дефекты заключаются в неверных произношениях различных звуков. Вариант с полным отсутствием звука практически не встречается.
Причины функциональной дислалии
У детей с таким заболеванием нарушенное звукопроизношение связано с протеканием нейродинамических процессов, происходящих в коре головного мозга. По сравнению с другими подобными заболеваниями, здоровье звукопроизводящих органов и их иннервирование находятся в норме. Данное заболевание характеризуется биологическими и социальными факторами.
К биологическим факторам чаще всего относятся:
- небольшие задержки в развитии ребёнка. Чаще всего они проходят сами, но не стоит забывать о наблюдении врачей и продолжении обучения ребёнка. Если всё это пустить на самотёк, то могут быть значительные осложнения;
- расстройства питания. В период формирования важнейших процессов нельзя забывать о правильном питании. Пища ребёнка отличается от той, которой питаемся мы. Она не должна включать в себя красителей, консервантов и прочей гадости. Недостаток в пище витаминов, макро- и микроэлементов, белков, углеводов и жиров может негативно отразиться на формировании организма ребёнка. В связи с этим могут возникать вышеперечисленные проблемы и заболевания. Также стоит внимательно следить в этот период за здоровьем пищеварительной системы.
К социальным факторам относят следующие причины:
- неправильное общение с ребёнком, которое включает в себя искажения слов или различные «усюсюканья», принимающиеся ребёнком за норму речи;
- общение дома на различных языках также может привести к нарушениям, так как ребёнок анализирует всё услышанное, однако из-за обилия слов на разных языках могут возникать искажения;
- запущенность обучения очень сильно влияет на правильность речи ребёнка. Данная причина характерна, в основном, для неблагополучных семей, которые уделяют мало времени ребёнку. Он не читает книги, не проявляет интересу к обучению. Отсюда и вытекают все последующие проблемы.
Симптомы функциональной дислалии
Первое, на что нужно обращать внимание, это, конечно, искажения звукопроизношения у ребёнка. Ваши попытки правильно научить проговаривать звуки кончаются крахом. Большая часть выходит без ошибок, но потом начинаются шипящие, мягкие, свистящие и твердые звуки. Передне- и заднеязычные звуки путаются между собой. Видя подобные проблемы, необходимо сразу же обратиться к логопеду во избежание осложнений.
Диагностика
Диагностика этого заболевания весьма несложная, однако требует консультации логопеда. Первое, что потребуется врачу – разговор с родителями. Вам придётся подробно рассказать, как вы обучали ребёнка, когда начали появляться проблемы, не было ли каких-либо заболеваний, связанных с функциональностью нервной системы.
Затем следует оценка работоспособности и эластичности речевого аппарата. Ребёнка просят сделать несложные движения, заключающиеся в вытягивании губ, поворота и показывании языка, открытии рта. Далее, следует проверка звукопроизношения. На этом этапе определяется основная часть дефектов.
В заключении ребёнка просят читать слова по ударениям. Таким образом проходит проверка фонематического слуха.
Коррекция функциональной дислалии
Исправление таких нарушений заключается в том, чтобы научить ребёнка правильно управлять своим речевым аппаратом. Занятия с логопедом должны проводиться не меньше, чем три раза в неделю. Обязательны и домашние тренировки по рекомендациям врача. Их следует разбивать на небольшие блоки длительностью до 15 минут. Точных цифр полного освоения звукопроизношения нет: всё зависит от личных показателей и степени тяжести нарушений.
Профилактика функциональной дислалии
С самого рождения ребёнка нужно следить за его здоровьем и укреплять иммунитет. Необходимо проводить больше времени со своим чадом. Игры и развивающие задания помогут вашему ребёнку в правильном развитии. Не лишним будет и своевременная консультация врача.
Заключение
В конце хотелось бы отметить, что функциональная дислалия – не самая опасная и неисправимая болезнь. Она диагностируется у многих детей, пускай и в разных формах. Внимание и забота о своём ребёнке помогут вам избежать лишних проблем. Здоровья Вам и вашей семье!