На что родителям стоит обратить внимание в развитии речи малышей на первом году жизни?
Будущие мамы и папы в большинстве своем серьезно относятся к перспективе появления ребенка. Закупаются книги, посещаются курсы… Это хорошо, но почему-то такой важный аспект, как развитие речи, довольно часто остается без внимания.
Кажется, что в первую очередь необходимо уметь менять подгузники, кормить, купать, гулять, укладывать спать. Между тем, речевое и физическое развитие тесно связаны между собой. Кроха растет, учится познавать мир вокруг себя, а вы в процессе ухода за ним позволяете ему слушать свою речь. Дети многое понимают с самых первых дней.
Игрушки
Ребенку необходимы музыкальные игрушки. К таким относят мобиль, бубен, маракасы, трещотки, погремушки. Важно отдавать предпочтение игрушкам с мягким и приятным звучанием. Следите за обратной реакцией. Если малыш пугается звука игрушки – лучше на какое-то время отложить ее в сторону.
Сам кроха еще не умеет играть, поэтому необходимо ему помочь. Возьмите погремушку в руку, мягко позвените ею слева и справа от него, не спеша проведите перед глазами. Постоянно меняйте интервалы и темп. Все это будет замечательной тренировкой слуха. Обязательно проговаривайте и озвучивайте все свои манипуляции.
Старайтесь расширять музыкальный и звуковой ряд. Помимо прослушивания песенок и игр с музыкальными игрушками включайте ребенку записи звуков природы: шум дождя и моря, птичий щебет. Проговаривайте и изображайте все, что слышите. Малышу необходимо понимать, как шумит ветер, различать голоса различных птиц.
Если у вас дома постоянно работают радио или телевизор, кроха не заговорит быстрее, скорее наоборот. Сбивчивая речь, резкие звуки, громкая музыка создают чрезмерную нагрузку на уши ребенка.
Возраст
До месяца
Кажется, что в таком возрасте новорожденный живет лишь своими рефлексами и инстинктами. Какая уж тут речь? Но ведь он плачет, кричит, реагирует на интонацию ваших слов. Если слышит ласковое обращение – радуется, при резких звуках плачет.
Старайтесь разговаривать с ним постоянно, как дома, так и на прогулке. Воздерживайтесь от выяснения отношений с другими членами семьи.
От одного до трех месяцев
Слух ребенка становится немного острее, развивается мимика, что помогает появлению в речи первых звуков. Появляется гуление. Издавая звуки, кроха слушает себя. Интересно, что особенности звуковой системы, к которой принадлежат дети из любой страны, никак не отражаются на навыке гуления.
Разговаривайте с малышом доброжелательно и ласково. Можно говорить с ним на его языке, повторяя те звуки, которые он произносит. Это помогает развивать внимание и устанавливать контакт между вами.
Три месяца
Ребенок внимательно следит за артикуляцией взрослых. У него появляются первые звукосочетания, пока довольно случайные. Малыш может пытаться произносить звуки, при этом держа во рту пальцы. Логопеды называют такое явление своеобразным артикуляционным упражнением.
Подбадривайте кроху, радуйтесь его успехам, но не торопите. Позвольте развиваться в своем темпе.
Четыре месяца
В этом возрасте рот является наиболее восприимчивым органом чувств, поэтому знакомство с игрушками пока происходит при помощи языка и губ. Ребенок внимательно прислушивается к звукам той языковой среды, в которой живет семья. Пытается повторять, но чаще неосознанно и многократно.
Вводите песенки, ритмичные и напевные. Начинайте с простых колыбельных с короткими, повторяющимися фразами – так легче улавливать слоги. Не забывайте о массаже, сопровождайте его песенками и потешками. Вполне достаточно вводить новый материал не чаще двух раз в месяц.
Пять месяцев
Кроха уже может засовывать в рот ножки, играть с ними, продолжая при этом лепетать. Интересно, что он необычайно внимательно прислушивается как к себе, так и к другим!
Дети любят подражать взрослым: открывают рот, вытягивают губы, умеют двигать языком. Повторение позволяет закрепить усвоенное, поэтому не ленитесь заниматься с малышом. Повторяйте звуки ежедневно, при этом говорите четко, громко, правильно.
От полугода до девяти месяцев
Короткие песенки, частушки, потешки настраивают ребенка на позитив, дают образцы речи, подбадривают. Путем подражания малыш может произносить отдельные слоги, причем учится связывать их с животными, предметами, людьми. Чаще показывайте их ребенку, называйте как в прозе, так и в стихах. Не коверкайте слова, говорите четкими и простыми предложениями, чтобы кроха мог уловить смысл.
Если к году малыш не произносит никаких звуков, плохо понимает обращенные к нему слова, обратитесь за консультацией к логопеду и невропатологу.