Подражание — это основополагающее условие для усвоения детьми речи. Однако специалисты установили, что навык этот инстинктивный (безусловный рефлекс): с ним ребенок рождается. Первое подражание происходит на уровне восприятия артикуляции говорящих с младенцем взрослых.
Так, склонившаяся над детской кроваткой мать с протяжным звуком «у» в предложении: « У-у-у, кто здесь глазки открыл?» — спровоцирует ребенка на то, что он совершенно инстинктивно вытянет маленькие губы в трубочку. А напевный звук «а» будет подхвачен младенцем и с легкостью произнесен. Подобного рода подражание не представляет собой акт осмысленного речетворчества.
Взрослые как объект для речевого подражания
Родительский восторг от услышанных слов «дай», «баба» должен восприниматься правильно: это всего лишь определенный звуковой комплекс. Пройдет значительное количество времени до того момента, когда на осмысленном уровне ребенок будет связывать со словами реальные явления окружающей действительности. Даже в садике, а позже за школьной партой дети продолжат подражать.
Если для взрослых естественным является процесс регуляции своей речи, то для детей это противоестественно, и они бессознательно выбирают объект для речевого подражания. Услышанная речь из уст окружающих людей воспринимается мгновенно и перенимается ребенком. Опасность кроется в том, что дети копируют и дефекты речи взрослых. Например, восприятие речи человека, который картавит, внесет картавость в детскую речь.
Роль естественной речевой среды в развитии ребенка
Становление речевой деятельности людей уже много веков происходит в условиях стихийно складывающейся речевой среды. Естественная среда, где ребенок учится первым звукам, позже словам, может благоприятствовать развитию речи, а может и препятствовать. Правильная речь взрослого окружения — гарант здорового психического развития ребенка. Ограничиваясь в общении с малышом гигиеническими процедурами, процессом кормления, исключая отклики на лепетания, взрослые препятствуют своевременному речевому формированию у детей.
Категория ответственных взрослых, отдающих себе отчет в том, что развитие речи — это и есть непременное условие для интеллектуального становления личности ребенка, искусственным образом создают речевую среду. Большим и разнообразным становится лексический состав речи, когда мамы и папы осознанно подходят к решению поставленных самой природой задач развития ребенка.