Когда появляется маленький человек, на родителей шквалом обрушиваются дополнительные заботы и требуют максимальной отдачи старших. Но основной задачей является подготовка ребенка к обществу, его всестороннее развитие, в том числе речь.
Часто молодые и неопытные родители слышат от многочисленных родственников и знакомых старшего поколения: «Не мучайте, он же ребёнок. Придёт время — сам заговорит!». И всё в этом духе. В некоторых случаях действительно бывает такое «чудо». Но чаще, при отсутствии должных мер, даже к 5 годам у детей наблюдается задержка речевого развития.
Что за диагноз – ЗРР?
Задержкой речевого развития принято считать любое отклонение в речи ребёнка, если он:
- пропускает в речи какой-либо звук;
- заменяет один звук другим (чаще «р», «л», «ж», «ш»);
- путает слоги в словах;
- говорит на «иностранном» языке.
В начале, когда ребенку всего 1,5-2 года, это кажется довольно забавным. И если пустить всё на самотёк, то и к 6 годам картина останется прежней.
До 5 лет маленький ребёнок словно «пластилин», что из него «слепишь», то и останется. Из этого следует, что малыши раннего возраста легче поддаются обучению. Поэтому важно еще на начальных этапах заметить отклонение и начать работу по устранению.
Как избежать задержки речевого развития?
Избежать ЗРР вполне реально, если начать вовремя. Только следует помнить, что стоп-факторами при становлении речи являются:
- двуязычие в семье, взрослым стоит определиться, на каком они языке будут говорить. Ведь малышу сложно понять, почему мама говорит так, а папа совсем по-другому;
- искажение речи среди взрослых, иными словами «сюсюканье». Но и не стоит говорить с ним, как с доктором филологических наук. Речь должна быть немного замедленной и не иметь сложных предложений;
- общение с взрослыми детьми, с явными признаки задержки речевого развития. Это не значит, что стоит совсем ограждать от общения. В раннем возрасте предпочтительно общение со сверстниками;
- слишком высокие требования со стороны родителей при развитии. Не стоит читать ему высококультурные хокку японских писателей. Это сложно для его понимания. На просторы интернета пестрят детской литературой и песнями для раннего возраста.
Домашние методы работы с ребёнком
Основным из способов развития речи является артикуляционная гимнастика. Она подразумевает комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышц ротовой полости. Наиболее популярные, которые осилит даже годовалый малыш:
- «Улыбка»: растягивание губ в улыбке, сам рот остается закрытым;
- «Поцелуй»: смыкание губ вместе, имитируя поцелуй;
- «Лопатка»: высовывание языка наружу, нужно следить, чтобы губы и язык не были напряжены;
- «Маятник»: перевод языка из стороны в сторону, взрослому можно сопровождать имитацией часов (тик-так);
- «Вкусная кашка/ягодка»: вождение языком по губам;
- «Хомячок»: надувание щек и задержка в таком положение на несколько секунд.
Каждое упражнение повторяется 4-6 раз.
Ещё одним популярным методом является логопедический массаж. Не нужно быть супер специалистом в логопедии, чтобы провести по внутренней стороне рта ребёнка силиконовой щёточкой либо намотанной марлей на чистый палец. Массировать при этом без нажима, лёгкими круговыми движениями. Для начала хватит и 30 секунд на массаж каждой стороны щёк и нёба малыша. Если он против процедуры, заставлять насильно не нужно.
Массирование позволит укрепить и в то же время расслабить мышцы. После «разогрева» малышу станет легче воспроизводить звуки. И запоминать правильное положение языка при произношении.
При ответственном подходе к данным методам, не забывая про дополнительные способы развития, можно добиться хороших результатов. В дальнейшем это позволит избежать работы с логопедом. Но следует помнить, что при задержке речи в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет), помощь специалиста необходима.