Современный технический прогресс вносит свои коррективы в воспитание и развитие подрастающего поколения. Из-за постоянной загруженности родители не могут или не хотят уделять достаточно внимания своим детям. А бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно. Поскольку речь и общение с себе подобными – это главный двигатель развития личности, у малышей возникают различные речевые отклонения.
Согласно методикам развития, пришедший в первый класс малыш должен знать около пяти тысяч слов. Современные дети обходятся несколькими сотнями, недалеко уйдя при этом от своих родителей. Они поздно начинают говорить, плохо умеют выстраивать длинные фразы и избегают сложных слов.
Что мешает развитию речи?
Главными причинами отставания в развитии речи эксперты отмечают следующие причины:
- недостаток общения с родителями и сверстниками;
- замена телевизором и электронными игрушками живого чтения и игр;
- недостаточный кругозор и ограничение познавательного интереса малыша.
Общаясь с ребенком, взрослый дает малышу толчок к развитию, побуждает узнавать новое. Для полноценного развития нет нужды внедрять какие-то методики, вполне достаточно проверенных столетиями житейских средств: песенок, сказок и игр.
Распространенные ошибки при обучении дошкольников чтению
Ошибка №1. Чрезмерное давление на ребенка
Очень часто родители совершают ошибку, пытаясь научить малыша всему и сразу. У ребенка не получается, а взрослые настаивают. В результате у малыша развивается стойкое отвращение к одному виду книги, что вызывает негативную реакцию у потерявших терпение родителей.
В чем же проблема и что делать?
Набраться терпения и повторять букву раз за разом, постепенно малыш запомнит ее. Все дело в том, что для ребенка печатный текст – просто набор непонятных закорючек. У современных детей проблема усугубляется тем, что они с младенчества привыкают к телевизору, компьютерным играм и перестроиться на плоское изображение сразу просто не в состоянии.
Ошибка №2. Предъявление повышенных требований и сравнение с другими детьми
Еще одна ошибка родителей состоит в том, что от малыша ожидаются непременные немедленные успехи в освоении столь нелегкой для него науки, как чтение. Зачастую, в ход идут сравнения с другими детьми, которые уже освоили чтение на каком-то уровне, причем совершенно нелестные для ребенка.
Что делать в этом случае?
Понять, что малыш имеет право на ошибки. Так же, как и то, что дети все развиваются индивидуально. Не стоит торопить ребенка в попытках угнаться за соседским мальчиком или девочкой. И ни в коем случае нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Терпеливо повторяя раз за разом непонятные ему буквы, в игровой форме можно добиться куда более быстрых результатов, не оставляя ему комплексов на всю жизнь. Важно добиться того, чтобы малыш сам заинтересовался буквами и чтением. С помощью вывесок магазинов и афиш, надписей в зоопарке или ярких книжек с картинками.
Ошибка № 3. Намеренное искажение слов
Весьма распространенное, к сожалению, явление: родители из самых благих побуждений начинают разговаривать с младенцем на его языке. Сюсюкая, повторяя с малышом неправильно произнесенные слова, в надежде найти общий язык.
Как поступить правильно?
Ребенок должен с самого рождения слышать правильную, четкую речь. Недопустимы уменьшения или искажения слов. Ребенок еще не знает, как это должно звучать правильно и, привыкнув к родительскому сюсюканью, сам начнет говорить точно так же. И переучить его потом весьма проблематично.
Ошибка № 4. Нарушение развития фонематического слуха
Если родители до двух лет намеренно или случайно искажали слова, ребенок может быть не способен правильно воспринимать и, соответственно, выговаривать слова. Малыш начинает путать буквы, близкие по звучанию: б-п, с-ш, л-р, и слова, их содержащие. Впоследствии, он и писать будет точно так, как слышит, и читать ему будет трудно.
Что делать?
Если родители до двух-трех лет разговаривали с карапузом, пели песенки, рассказывали потешки, стишки, считалки – как правило, у него с фонематическим слухом все хорошо. Если по какой-то причине нарушение все же есть, стоит поиграть с малышом в специальные игры, способствующие развитию правильного восприятия звуков.
Ошибка № 5. Нежелание принять помощь специалиста
Часто родители до поры до времени не замечают речевых проблем своего ребенка. Бытует мнение, что речь сама собой выправится, когда дите подрастет. Однако этого не происходит, и ребенок идет в школу с неправильным произношением.
Как поступить?
Если у малыша проблема с произношением определенных звуков, стоит обратиться к специалисту. Это поможет ребенку избежать проблем в дальнейшем. Логопед определит, какие именно звуки вызывают проблемы, подберет индивидуальную программу. Зачастую, в коррекции нуждаются почти все звуки. Обычно, такая проблема решается в короткие сроки.
Советы родителям
Распространенная методика обучения малыша чтению по азбуке с картинками может обернуться конфузом. Выучить отдельные буквы по ней можно, а вот чтению – вряд ли. Ребенок отказывается понимать, почему буква «а» и буква «м», соединяясь, должны давать слово «мама».
Также, не стоит всецело полагаться на популярные музыкальные азбуки. Очень часто слова там проговариваются крайне нечетко.
Очень важно называть букву именно так, как она должна звучать в слове. Не «бэ», а короткое «б», не «фэ», а «ф». Иначе малыш окончательно запутается.
Занимаясь с малышом, рассказывая и читая, разучивая вместе с ним песенки и стишки, родители подготавливают его к следующему шагу – чтению и письму. Важен психологический настрой ребенка. Зачастую, детки сами начинают просить мам и пап назвать им букву или слово, подносят книжку с просьбой почитать и следят за словами, водя пальчиком. Когда ребенок учится по собственной инициативе, а не по приказу, новые знания усваиваются намного быстрее и легче.