Развитие речи – один из тех этапов, которые проходят все дети в раннем возрасте и у абсолютного большинства родителей рано или поздно появляются вопросы, все ли идет нормально, не появились ли отклонения, которые требуют вмешательства специалиста-логопеда. Нередки ситуации, когда при нормальном интеллекте и хорошем слухе у малышей все-таки встречаются нарушения, мешающие ему гармонично развиваться и контактировать с внешним миром. К таким нарушениям относят не только бедность словарного запаса или неверное произношение, но и сбои в грамматическом построении предложений, отсутствии плавности и темпа речи.
Некоторые речевые тесты, которые могут выявить необходимость привлечения специалистов, стоит начинать после исполнения малышу двух лет. Они вполне доступны для проведения в домашних условиях самими родителями.
Просите ребенка приносить вам определенные предметы, не используя для указания на них взгляд или жесты – это поможет понять, насколько малыш ориентируется в названиях окружающих его вещей. Нормой для ребенка двух лет является знание названий практически для всего, что его ежедневно окружает и используется им или его родителями.
Оценить знание прилагательных поможет небольшая игра, когда перед ребенком раскладывается несколько предметов различных цветов, форм и размеров. Сначала сами расскажите немного о них ребенку, описав основные свойства: «Это маленький желтый квадрат, а это большой зеленый круг». После попросите ребенка показать вам «большой круг» или «желтый квадрат».
Для оценки понимания глаголов можно использовать картинки с изображением людей и животных, совершающих различные действия. Также сначала расскажите ребенку, что происходит на картинке, кто и что делает, а после попросите показать «сидящую кошку» или «бегущего человека».
Эти простые тесты помогут оценить уровень понимания речи других людей, что является основой для формирования собственной речи малыша. Если при их проведении проявляется непонимание слов или явные недостатки в самостоятельном произношении, то лучше обратиться к специалисту. Некоторые нарушения гораздо легче исправляются в раннем возрасте, при взрослении же они поддаются коррекции с трудом.
Смазанное произношение звуков, неправильная речь и другие нарушения произношения в дальнейшем будут мешать развитию и обучению, поэтому важно вовремя заметить отклонения и скорректировать их. Это может оказать влияние на всю дальнейшую жизнь малыша. Даже будучи в дальнейшем вылеченным, нарушение коммуникации со сверстниками мешает полноценной адаптации ребенка в обществе и в результате задерживает общее развитие.