Как только ребенок рождается, родители с нетерпением ждут от него первого слова. Обучение речи — это естественный процесс у нормально слышащих детей. Но этот процесс можно немного ускорить, если целенаправленно заниматься с ребенком.
- Первое правило — проговаривание всех действий, которые совершаются с ребенком и вокруг него. Можно предупреждать словами ребенка, что вот скоро приедет бабушка или придет папа с работы. Ребенок, даже если пока не говорит, все равно слышит звуки родного языка и его мозг работает на усвоение фонетики и запоминание слов и звуков. Необходимо соблюдать доброжелательную интонацию и обращаться к ребенку адресно, называя его имя.
- Можно поиграть в игру в «повторялки», как только ребенок начнет произносить более или менее внятные звуки: ба-ба, да-да, ду-ду и так далее. Нужно как можно больше копировать звуки ребенка и смотреть, как он реагирует. Если повторяет, то можно перебрать весь ряд гласных и согласных букв. Это занятие обычно нравится малышам и очень хорошо помогает усваивать произношение букв.
- Мелкая моторика — это ключ к говорению. Необходимо занимать руки ребенка разными тактильными играми. Лоскутки разных тканей, крупные пуговицы, фантики, много мелких деталей от конструкторов, природные материалы вроде шишек, листьев — все это тренирует отделы мозга, отвечающие за речь. Кстати, если родители боятся, что ребенок что-то проглотит, то можно те же пуговички нанизать на прочную веревочку, и ребенок будет с удовольствием перебирать их пальчиками.
- Когда ребенку исполнится год и более, то можно меньше применять жесты в общении с ним, а больше называть объекты и явления словами. Необходимо начинать учить ребенка простым словам: «я», «ты», «дай» и названиям еды, которую ребенок ест — фрукты, каша и так далее. Поначалу, может показаться, что он не понимает, чего от него хотят, но через некоторое время ребенок начнет говорить эти слова в соответствии с ситуацией.
- Очень здорово рассматривать в детских книгах животных и учить малыша называть звуки, которые они издают: мычание, блеяние, кукареканье и так далее. Эту веселую игру обожают все дети и так они учат буквы с удовольствием.
- Очень хорошо, когда есть возможность общения малышей со сверстниками и пусть кажется, что раз они не умеют говорить, то и общения между ними нет, но на самом деле они тренируются произносить звуки и часто повторяют друг за другом. И в дальнейшем малыш будет общаться со сверстниками с удовольствием, понимая, как выстраивать дружеские отношения.
- Даже если у родителей нет слуха, все равно можно разучивать с ребенком простые детские песенки. Когда ребенок хорошо запомнит слова любимой песни, то можно время от времени петь, заменяя правильное слово на неправильное, а ребенок будет с удовольствием поправлять. Так заодно и память будет тренироваться.
- Также полезны короткие веселые детские стихи. Читайте их каждый день и через какое-то время ребенок выделит для себя те, что ему больше нравятся и начнет их цитировать из памяти. Такие успехи малыша следует хвалить.
- Электронные умные гаджеты лучше до двух лет вообще не давать в руки ребенку. К сожалению, игровые планшеты не несут сколько-нибудь значимого вклада в развитие ребенка, а только отдалят его от родителей.
- Если ребенок любит что-то рассказывать, лучше не прерывать, а внимательно слушать и задавать уточняющие вопросы. Это формирует доверие к родителям.
Таким образом, если у ребенка развитие происходит без отклонений, то он начнет разговаривать в тот срок, который ему отпущен природой. В любом другом случае лучше обратится к специалисту-логопеду, который подскажет, какие коррективы можно внести в обучение.