В дошкольном возрасте речь ребенка напрямую зависит от действий, которые совершают дети, или наглядной ситуации, которая происходит с ними. Поэтому имеет ситуативный характер. Как правило, речь имеет характер диалога со взрослыми или со сверстниками. Помогают формировать связную речь малыша такие факторы: тренировка моторики пальцев рук, общение с родителями и сверстниками, впечатления, полученные из внешнего мира и т.д.
Несколько советов о том, как помочь ребенку заговорить
- Все время общаться с ребенком, начиная с рождения. Комментировать каждое действие и предметы, окружающие ребенка. Когда ребенок станет постарше, задавать разные виды вопросов и спрашивать мнение ребенка по какой-либо теме.
- Чтение книг. На раннем этапе достаточно просмотра картинок с комментариями, кто изображен на иллюстрациях. Позже чтение рифмованных сказок и стишков с переходом к более объемным произведениям.
- Обсуждение прочитанного. Этот пункт связан с первыми двумя. Нужно спрашивать у ребенка об отношении к тому или иному персонажу, о ситуации, возникшей в книге. Спросить: «Как бы ты поступил на месте главного героя?». Можно придумывать альтернативные концовки совместно с ребенком или свои приключения главных персонажей книги.
- Тренировка мелкой моторики. Доказано, что сенсорные ощущения пальцев рук напрямую связаны с работой мозга, следовательно, и с речевым аппаратом. Поэтому очень важно развивать пальчики. В этом помогают пальчиковые гимнастики, массажи пальцев, упражнения с суджоком, рисование и разукрашивание кистью или карандашом, игра с мелкими предметами, различные виды шуровки и т.д.
- Для красоты речи и улучшения произношения, хорошо помогает артикуляционная гимнастика и изучение чистоговорок.
Самым главным фактором является ненавязчивая игровая форма и систематичность. Необходимо учитывать физическое состояние и настроение ребенка. Не настаивать, если он не хочет это делать прямо сейчас.
Язык в раннем возрасте – нечто неразделенное с человеком и постигаемым им миром. Речь развивается наглядным, действенным способом. Без конкретного представления об окружающем мире, речь развиваться не может. Расширение речи детей непосредственно связано с окружающими их вещами, все что они могут рассмотреть, сравнить, изучить и отразить наблюдения в словах. Обогащение лексикона ребенка тесно связано с окружающей его обстановкой. Чем больше родители будут уделять внимания детям, чем больше будут с ними разговаривать, чем больше будет у детей различных новых впечатлений, тем лучше будет развиваться речь и мышление. Не следует забывать и о чтении книг с обсуждением. Интересуйтесь мнением ребенка по любому поводу, помогайте вербализировать эмоции и впечатления.