г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

Чаша Гигеи

Как понять, что у ребенка дисграфия, и как помочь?

Устную речь ребенок воспринимает спонтанно, общаясь с другими людьми, а чтением и письмом он овладевает в результате обучения. Этот процесс для многих детей становится настолько сложным, что они начинают страдать дисграфией, то есть нарушением письменной речи.

Этапы овладения письмом

Процесс овладения письменной речью включает в себя несколько этапов. Во-первых, чтобы ребенок захотел научиться писать, он должен получить мотивацию. Во-вторых, каждый человек, который собирается написать что-либо, в уме составляет смысловую программу, то есть нужен замысел письменного сообщения. В-третьих, человек должен проанализировать то, что он собирается написать. Ведь каждое предложение – это не набор случайных слов. В-четвертых, нужно проанализировать звуковое наполнение каждого слова. Каждый звук имеет свою последовательность. И в этом случае важно, чтобы ребенок мог на слух различать звуки. Недаром учителя советуют детям, чтобы те перед написанием слова проговаривали его вслух, причем и громко, и шепотом, и про себя. Это полезное упражнение помогает понять, какие именно звуки присутствуют в конкретном слове. В-пятых, у каждого звука есть его идеальный образ, ведь все они произносятся индивидуально. Поэтому важно знать, какой характеристикой звук обладает: твердый он или мягкий, звонкий или глухой. В-шестых, нужно вспомнить зрительный образ, который есть у каждой буквы. Седьмой этап и последняя операция – создание зрительного образа буквы на бумаге. В это же время идет зрительный контроль и чтение написанного.

Получается, что успешное овладение процессом письма зависит от умения различать звуки и правильно их произносить, а также от работы памяти, внимания ребенка, его пространственного представления и умения проводить языковой анализ. Для многих детей эти этапы овладения письмом становятся трудными.

Когда стоит насторожиться родителям?

Как выяснить, стал ли ребенок жертвой дисграфии? И дело не в обычных ошибках при письме, которые случаются у многих детей. Но если у обычных учеников ошибки постепенно исчезают в процессе овладения грамотой, то ошибки ребенка, страдающего дисграфией, приобретают устойчивый характер, они проявляются систематически и не поддаются самокоррекции. Сколько бы ни учил такой ребенок правила орфографии, ошибки все равно останутся.

Родителям стоит насторожиться, если при письме ребенок:

  1. пропускает в словах буквы;
  2. переставляет буквы местами;
  3. добавляет лишние буквы в слова;
  4. заменяет одни буквы другими, при этом может путать звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие;
  5. пишет буквы наоборот, то есть в его тетрадях так называемое «зеркальное» письмо;
  6. пропускает слова при написании предложения;
  7. все слова пишет слитно, без пробелов, для ребенка нет границ слова и предложения.

Как избавиться от дисграфии?

Нередко такое написание текста учителя воспринимают как неготовность ребенка к учебному процессу. Что он плохо выучил правила, не запомнил буквы. Начинается практика переписывания, письма под диктовку, дополнительных домашних занятий, которые только утомляют ребенка, но при этом положительного результата нет. Напротив, у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к учебе, психический дискомфорт, что приводит к еще большему количеству ошибок.

Самый правильный шаг, который могут сделать родители – отвести ребенка на занятия к логопеду. Специфические ошибки в письме нельзя устранить обычными учебными методами. Помимо занятий с логопедом, понадобятся и домашние уроки, при этом родителям нужно заручиться терпением.

Правила уроков по устранению дисграфии

  1. Заниматься с ребенком нужно в хорошо проветренном и правильно освещаемом помещении. Лишние звуки – телевизор, радио – устранить. Нужно убрать со стола лишние предметы, которые бы могли отвлечь ребенка.
  2. Дети лучше учатся, играя. Поэтому для занятий понадобятся игровые формы – ребусы, загадки, раскраски, паззлы и т.д.
  3. Каждое слово нужно проговаривать вслух, медленно, раз за разом, повторяя проблемные места. Только потом записывать.
  4. Для развития словарного запаса необходимо чтение. Поскольку ребенок, страдающий дисграфией, плохо читает, родители должны устраивать чтение вслух. Это поможет ребенку полюбить книги, а принимая участие в чтении по ролям, он станет незаметно для себя усваивать письменную речь.
  5. Родители должны сформировать успешность ребенка, то есть хвалить за каждую маленькую победу. Такая поддержка в семье станет одной из мотиваций для того, чтобы ребенок вылечился от дисграфии.

Следуя этим правилам, можно избавить ребенка от нарушения письменной речи.