Устную речь ребенок воспринимает спонтанно, общаясь с другими людьми, а чтением и письмом он овладевает в результате обучения. Этот процесс для многих детей становится настолько сложным, что они начинают страдать дисграфией, то есть нарушением письменной речи.
Этапы овладения письмом
Процесс овладения письменной речью включает в себя несколько этапов. Во-первых, чтобы ребенок захотел научиться писать, он должен получить мотивацию. Во-вторых, каждый человек, который собирается написать что-либо, в уме составляет смысловую программу, то есть нужен замысел письменного сообщения. В-третьих, человек должен проанализировать то, что он собирается написать. Ведь каждое предложение – это не набор случайных слов. В-четвертых, нужно проанализировать звуковое наполнение каждого слова. Каждый звук имеет свою последовательность. И в этом случае важно, чтобы ребенок мог на слух различать звуки. Недаром учителя советуют детям, чтобы те перед написанием слова проговаривали его вслух, причем и громко, и шепотом, и про себя. Это полезное упражнение помогает понять, какие именно звуки присутствуют в конкретном слове. В-пятых, у каждого звука есть его идеальный образ, ведь все они произносятся индивидуально. Поэтому важно знать, какой характеристикой звук обладает: твердый он или мягкий, звонкий или глухой. В-шестых, нужно вспомнить зрительный образ, который есть у каждой буквы. Седьмой этап и последняя операция – создание зрительного образа буквы на бумаге. В это же время идет зрительный контроль и чтение написанного.
Получается, что успешное овладение процессом письма зависит от умения различать звуки и правильно их произносить, а также от работы памяти, внимания ребенка, его пространственного представления и умения проводить языковой анализ. Для многих детей эти этапы овладения письмом становятся трудными.
Когда стоит насторожиться родителям?
Как выяснить, стал ли ребенок жертвой дисграфии? И дело не в обычных ошибках при письме, которые случаются у многих детей. Но если у обычных учеников ошибки постепенно исчезают в процессе овладения грамотой, то ошибки ребенка, страдающего дисграфией, приобретают устойчивый характер, они проявляются систематически и не поддаются самокоррекции. Сколько бы ни учил такой ребенок правила орфографии, ошибки все равно останутся.
Родителям стоит насторожиться, если при письме ребенок:
- пропускает в словах буквы;
- переставляет буквы местами;
- добавляет лишние буквы в слова;
- заменяет одни буквы другими, при этом может путать звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие;
- пишет буквы наоборот, то есть в его тетрадях так называемое «зеркальное» письмо;
- пропускает слова при написании предложения;
- все слова пишет слитно, без пробелов, для ребенка нет границ слова и предложения.
Как избавиться от дисграфии?
Нередко такое написание текста учителя воспринимают как неготовность ребенка к учебному процессу. Что он плохо выучил правила, не запомнил буквы. Начинается практика переписывания, письма под диктовку, дополнительных домашних занятий, которые только утомляют ребенка, но при этом положительного результата нет. Напротив, у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к учебе, психический дискомфорт, что приводит к еще большему количеству ошибок.
Самый правильный шаг, который могут сделать родители – отвести ребенка на занятия к логопеду. Специфические ошибки в письме нельзя устранить обычными учебными методами. Помимо занятий с логопедом, понадобятся и домашние уроки, при этом родителям нужно заручиться терпением.
Правила уроков по устранению дисграфии
- Заниматься с ребенком нужно в хорошо проветренном и правильно освещаемом помещении. Лишние звуки – телевизор, радио – устранить. Нужно убрать со стола лишние предметы, которые бы могли отвлечь ребенка.
- Дети лучше учатся, играя. Поэтому для занятий понадобятся игровые формы – ребусы, загадки, раскраски, паззлы и т.д.
- Каждое слово нужно проговаривать вслух, медленно, раз за разом, повторяя проблемные места. Только потом записывать.
- Для развития словарного запаса необходимо чтение. Поскольку ребенок, страдающий дисграфией, плохо читает, родители должны устраивать чтение вслух. Это поможет ребенку полюбить книги, а принимая участие в чтении по ролям, он станет незаметно для себя усваивать письменную речь.
- Родители должны сформировать успешность ребенка, то есть хвалить за каждую маленькую победу. Такая поддержка в семье станет одной из мотиваций для того, чтобы ребенок вылечился от дисграфии.
Следуя этим правилам, можно избавить ребенка от нарушения письменной речи.