Одни дети начинают говорить, почти только родившись. Конечно, сначала это неразборчивые звуки, потом отдельные слоги, которые постепенно формируются в слова. От других же слова не услышишь. Молчат до двух лет, а потом начинают говорить слова, при этом правильно их произнося. Все зависит от самого ребенка. В первом случае малыш постепенно постигал искусство слова, во втором — также, но молча, внимательно прислушиваясь к звучанию слов, поэтому в возрасте 2 лет уже начал четко проговаривать слова. А еще влияет окружение ребенка, как с ним общались, постоянно или изредка, не искажали ли слова на детский манер и др. Как способствовать развитию речи у ребенка и когда начинать заниматься с ним?
Общаемся с самого начала. Не тогда, когда вы впервые увидели малыша, а еще раньше, когда узнали о беременности. А уже после рождения продолжайте. Вы можете возразить, что ребенок до 2-3 месяцев ничем не интересуется. Но если не пробуждать это любопытство, то его никогда не будет.
Начинайте утром. Поздоровайтесь с малышом. Возьмите на руки и пройдитесь по квартире. Рассказывайте подробно обо всем, что попадает на глаза. Называйте цвет предмета, его назначение. На улице также. Ребенок привыкнет к вашему голосу, а в возрасте 6 месяцев уже четко сможет показывать пальчиком на определенный предмет. Это не вредно для малыша, если вы не будете навязывать.
Развиваем речь двухлетнего малыша. Вы удивитесь, но двухлетний ребенок способен запомнить свои имя и фамилию, имя родителей и родственников, названия цветов, растений, животных, транспорта и еще многое другое. А еще он уже может усвоить согласования времен и родов, употреблять слова в правильной форме. Не требуйте от ребенка совершенной речи, но исправляйте ошибки сразу.
Разговаривайте постоянно. Говорите с ребенком всегда и о чем угодно. Малыш будет слышать модель разговора и построение предложений и будет перенимать эти черты себе. Придумывайте упражнения везде, где это возможно. Гуляя в парке, обратите внимание ребенка на какой-то предмет, спросите, какого он цвета. Рассматривая картинки, опишите каждую из них до мелочей, и не забудьте попросить малыша сделать то же самое.
Поиграйте в игру «Дополнение предложения второстепенными членами». Например, вы говорите: «Самолет на небе. Что он делает?». Ребенок скажет, что летает. Тогда дополните: «Самолет в небе летает. Какой? Какого цвета?». Любой ответ ребенка. Например, белого. Следующее предложение такое: «Белый самолет летает на небе. Быстро или медленно?». Следующие слова очевидны. Игру можно развивать дальше.
Какой он, развитый малыш? Обогащая свой словарный запас, ребенок учится быть коммуникабельным, не стесняется знакомиться с другими детьми, а еще растет любознательным и видит в вас авторитет, ведь малышу кажется, что вы имеете ответы на все вопросы. Вы, конечно, рискуете, ведь после достижения ребенком периода «почемучек», он постоянно будет задавать вам вопросы, и поверьте, будут такие, что вы, взрослый, не сможете дать простого ответа. Но ведь вы не захотите терять свой авторитет всезнайки в глазах ребенка и вынуждены будете искать ответ в Интернете, тем самым повышая свой уровень знаний. А что плохого в самообразовании? Поэтому рискуйте!