Когда молчание ребенка неуместно, родители задумываются, насколько это критично. В одних случаях оно связано с желанием крохи сосредоточиться на предмете разговора, в других – с психологическими проблемами. Но обо всём по порядку.
Примеры молчания
Зачастую у активных и эмоциональных родителей дети молчаливы либо стараются не показывать своих ярких положительных или отрицательных эмоций. Хорошо, если кроха признается маме с папой, на что обижен. Но ведь не всегда обиды способствуют молчанию. В некоторых случаях ребенку сложно или неинтересно устанавливать контакт. Есть дети, которые якобы ввиду физических возможностей поздно начинают говорить, но в большинстве случаев они не нуждаются в эмоциональном контакте.
Отсюда выходит и следующее – сдерживание своих эмоций. Дети редко плачут или максимально стараются сдерживать слёзы, особенно при наказаниях и трагических случаях. Огромной радости при виде горячо любимого родственника тоже не показывают или не испытывают.
Критичность данной проблемы заключается в сложности воспитания такого ребенка. При нравоучениях родители рассчитывают на какую-то долю эмоций, но не получают их и подозревают, что кроха либо обиделся, либо разозлился. И даже при провокационных беседах на его лице ни одна мышца не дрогнет. В таких случаях родители не находят себе места, считая, что аутизма и психологических проблем у малыша нет, и они просто не способны установить контакт. Но это не всегда верно.
Яркий пример тому, что ребенок не желает общаться – его поведение в садике или школе со сверстниками. Он понимает, что с другими людьми контакт установить очень сложно, и на уроках его ответы звучат тихо и неуверенно. И только правильное воспитание поможет сделать из молчаливого тихони уверенного, эмоционального и успешного человека. Но для этого сначала нужно установить причины молчания.
Причины молчания
К основным причинам относятся следующие:
- психологи утверждают, что зачастую причина кроется не в психологическом пороке, а в том, что в ребенке доминирует звуковой вектор. К примеру, его мать имеет зрительный, её эмоции проявляются моментально и так же быстро проходят. Обычно такие люди очень добрые. Если в ребенке данного вектора нет, а преобладает звуковой, он будет молчаливым. Но не оттого, что он бесчувственен, а потому что он другой. Звуковые дети, в отличие от нормальных, предпочитают сосредотачиваться на своей мысли, а не веселиться, плакать и т.д. И именно из таких детей вырастают гении. В дальнейшем, когда они вырастают, становятся настолько рассудительными, что даже, казалось бы, для неразрешимой проблемы находят решение. Ими совершаются прорывы в науке;
- вторая причина – психологическая задержка речевого развития. В данном случае у детей имеются особенности в созревании коры головного мозга. Это приводит к временному основанию, но в перспективе проблема решается;
- если ребенок еще до трехлетнего игнорирует требования родителей – требуется консультация дефектолога. Это свидетельствует о плохом формировании «внутренней речи»;
- аутизм. Проявляется в нарушениях моторики и речи. Иногда слова изображают жестами либо жестикулируют при требовании полноценно ответить на вопрос родителя. Таким детям характерно неестественное, отчуждённое или очень нервозное поведение. Они желают выполнять одно и то же действие, непрерывно слушать единственную песню и т.д., что означает, что им постоянно требуются повторения. При этом у него нарушены мыслительные и социальные функции;
- психотерапевты утверждают, что причиной молчания может быть дисфункция мозга и детская шизофрения. И связано это с тем, что у ребенка с рождения была хрупкая психика, которая пострадала из-за определённого фактора, в результате чего он замкнулся в себе.
И все же стоит помнить, что самая распространённая причина – звуковой вектор. Но такие дети более ранимы, чем обычные, а потому рискуют заболеть аутизмом. Тогда кроха все сильнее будет уходить в свои мысли, полностью исключая из своего мира внешний.
Стоит отметить, что детям-звуковикам свойственна истеричность. Конечно, у родителей вызывает недоумение то, что не проявляющий эмоций ребёнок резко проявил свой негатив и высказал с ударами и оскорблениями все, что его раздражает. Ведь фактически это относится к неадекватному поведению. Однако такой пик эмоций указывает на то, что ребёнок взывает, чтоб его не трогали. Ведь в течение длительного времени, когда, как кажется окружающим, кроха не проявляет эмоций, на самом деле он их скапливает и при невыносимой для него ситуации выплёскивает всё, что «накипело».
Его нелюдимость не означает, что его нужно ограничить от общения со сверстниками. Наоборот, его нужно аккуратно выводить в общество, поддерживая связь и понимая, как он раним. И также родителям нужно следить за своей речью, поскольку даже один эмоциональный всплеск мамы или папы может серьёзно отразиться на психическом состоянии малыша.