Диагноз «дислексия» стал достаточно распространенным явлением в современном мире. Родители детей-дошкольников, а иногда и учеников младших классов, столкнувшись со сложностями при обучении ребенка чтению и письму, обращаются к специалисту (логопеду, неврологу), в кабинете которого и звучит это не слишком понятное слово «дислексия», означающее дословно «нарушение речи».
Дислексия — специфическая неспособность к обучению, которая характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. При этом уровень интеллектуального развития у человека достаточный и нет нарушений слуха и расстройств органов зрения. А специфические проблемы остаются даже при оптимальных условиях обучения.
Как следствие, у дислектиков могут возникать проблемы с пониманием того, что было прочитано. Медленное чтение и плохое понимание текстов тормозит пополнение словарного запаса и мешает нормальному процессу обучения. Люди с проблемами, вызванными дислексией, трудно адаптируются к жизни в современном обществе, в котором продвижение в профессиональной сфере прочно связано с усвоением большого количества информации, представленной в текстовом виде.
Несмотря на то, что данное нарушение диагностировалось еще с начала 20 века, оказывать эффективную профессиональную помощь дислектикам начали сравнительно недавно. Поэтому в мире насчитывается большое количество взрослых людей, страдающих от трудностей, вызванных данным нарушением.
Симптомы дислексии проявляются как у детей, так и у взрослых и выглядят следующим образом:
- специфические ошибки при чтении (изменение порядка букв, неточности в произношение, «коверкание слов», замена слов близким по звучанию с иным значением);
- замедленный темп чтения (неспособность к слогослиянию и чтению длинных слов целиком, чтение с большими паузами);
- так называемое «угадывающее чтение» (попытка угадать слово, а не прочитать его);
- отсутствие понимания информации, изложенной в тексте и неспособность его пересказать сразу после прочтения;
- сложность в написании даже простых слов, большое количество ошибок при копировании текста с образца;
- повышенная раздражимость и эмоциональность;
- могут быть нарушения координации движения, неуклюжесть;
- плохая ориентация в пространстве (путают право и лево).
Одним из необязательных признаков дислексии, кроме тех, что уже назывались, иногда является необычный способ держать ручку при письме.
Могут также отмечаться нарушения внимания и памяти.
Профилактика дислексии и её лечение
Чтобы избежать трудностей, связанных с обучением чтению, для всех детей старшего дошкольного возраста и первоклассников рекомендовано проведение профилактического осмотра у специалистов. Раннее выявление нарушений поможет избежать таких невротических состояний у детей, как эмоциональная нестабильность, плаксивость, подавленность или гиперактивность, возбудимость.
Выявленная дислексия требует специальной терапии. Самым эффективным видом терапии на настоящий момент времени является метод Рональда Дэйвиса. В этом методе дислексия рассматривается скорее как состояние человека, причем состояние изменчивое, делается упор на управление этим состоянием. Логопедическое лечение нарушения речи — процесс длительный, требующий терпения. Подход к решению проблемы определяется особенностями каждого конкретного случая.
Дислексия — приговор или дар?
Неоднократно отмечалось, что многие известные люди страдали дислексией, что не помешало им достичь больших высот в выбранном виде деятельности. Этим нарушением страдали Владимир Маяковский, Генри Форд и Уолт Дисней. Также учеными было обнаружено, что после проведенной терапии многие дети-дислектики обгоняли в развитии своих сверстников и добивались хороших результатов в учебе и творчестве!