г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

Чаша Гигеи

Наработка звука «р»

Специалисты считают, что к 6-летнему возрасту ребенок должен целиком освоить родную речь. Имеется в виду полное владение временами, умение правильно использовать слова, обладать достаточным словарным запасом и так далее. Исключение составляет только умение произносить звук «р». В чем же его сложность и могут ли родители научить своего ребенка выговаривать этот звук без помощи логопеда?

Такие сложности не случайны, ведь произнесение этого звука требует достаточного развития языка. Он должен быть одновременно напряжен и расслаблен в разных своих частях. Кроме того, сложность добавляется тем, что язык должен удерживать свою позицию на протяжении определенного времени. Считается, что к возрасту 6 лет, речевой аппарат ребенка должен быть полностью готов к произнесению этого звука, но бывают и осложнения.

Основная проблема заключается в способности уздечки растягиваться. Если она имеет нестандартную форму и плохую подвижность, у ребенка могут возникнуть проблемы с произношением звука «р». Выход их этой ситуации – подрезание ее в клинике либо постараться растянуть уздечку с помощью специальных упражнений.

Другой вариант проблемы с произношением может быть, если ребенок ранее путал другие звуки. Часто вместо «р» дети произносят звук «л». Оба звука очень похожи по положению языка, но второй произносить проще. Поэтому дети иногда заменяют один на другой. Такую ситуацию легко решить несколькими приемами упражнений. Если же ребенок заменяет «р» совсем другим звуком, то проблема может быть чуть сложнее, но также разрешима.

Причиной проблем с произношением может быть и нарушение слуха, когда ребенок просто не слышит звука, а потому и не может его произнести. Чтобы в этом убедиться, родители отводят ребенка к логопеду.

Кроме того, специалисты также вычленяют причиной слабое развитие артикуляционных мышц, лень учиться произносить звук либо произнесение горлового «р» как более простого способа. Самое главное для родителей – определить точную причину, по которой их ребенок не может освоить этот звук. Самым верным решением будет все же поход к логопеду, он и определит, насколько серьезен случай, и возможно, родители могут развить произношение и в домашних условиях.

Постановка звука самостоятельно

Начинают такие упражнения непременно со специальной гимнастики. Она позволяет разогреть необходимые артикуляционные мышцы и подготовить речевой аппарат к произнесению звука. Делают ее либо перед зеркалом, либо лицом к лицу с родителями. Самым главным условием выполнения гимнастики является ее регулярность, хоть и в небольшом количестве и позитивный настрой ребенка.

  1. Открывают рот и касаются кончиком языка верхних, затем нижних зубов несколько раз. Задерживают язык в положении вверх на 10-15 секунд, чтобы напрягалась уздечка.
  2. Облизывают губы по часовой стрелке, затем против, стараются дотянуться кончиком языка. Высовывают язык и стараются держать его в широком положении.
  3. Водят языком по зубам из стороны в сторону, по щекам и по небу вперед-назад.
  4. Цокают, периодически прижимая язык к небу на несколько секунд.

Логопеды могут посоветовать и другие упражнения, но выполнять их нужно будет регулярно. Как только звук будет освоен, его начинают автоматизировать, тренируя с ребенком произнесение слогов с буквой «р» и другими сочетаниями гласных и согласных. Затем переходят к словам и скороговоркам.