г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

Чаша Гигеи

В каких случаях нужно бить тревогу

Когда есть подозрение на то, что с ребенком что-то не так, но врач говорит, что нет причин для тревоги, сразу же отправляйтесь к другому доктору. Вам необходим специалист, который после развернутой диагностики и даст ответы на каждый волнующий маму вопрос. В клинической истории очень много случаев, когда родители приходят с совсем еще маленькими детками на прием к специалисту и им отвечают, что нет причин для беспокойства. Потом, после истечения нескольких лет доктор восклицает, где мамочка была раньше. По этой причине лучше пожертвовать временем и отыскать компетентного специалиста. Пусть он даже скажет, что малыш развивается нормально. Это куда лучше, чем установить проблему на поздних стадиях патологии, когда лечение может оказаться бесполезным.

Признаки, которые должны насторожить

2-летний ребенок выдает отдельные звуки, которые не относятся к какому-то конкретному человеку и предмету, то есть «ма-ма-ма» не означает призыв мамочки. Возможно, кроха нормально развивается, просто заговорит немного позже ровесников. Однако лучше посоветоваться со специалистом. Дело в том, что чем позже малыш начинает разговаривать, тем выше вероятность того, что речевая задержка дополнится интеллектуальной. И это логично, ведь пока он не умеет говорить, с его стороны не задаются вопросы и соответственно не озадачен познанием окружающего мира.

Ребенок начал произносить звуки, но потом резко замолчал или умел говорить слова, а теперь его речь состоит из звуков. Малыш может «остановиться» в развитии после тяжелой болезни или стресса, но если прошло больше месяца, а он так и не восстановился до прежнего уровня, медлить с походом к врачу нельзя.

Ребенку три, а он играет в однообразные игры (например, строит дом из кубиков, затем рушит его и начинает строить новый в той же последовательности) и не проявляет никакого интереса к совместным играм. При этом малыш может любить цифры или буквы, но отставать в других сферах: самообслуживании, умении говорить и т.д.

Ребенку интересно разговаривать только на одну тему и отвлечь его от нее практически невозможно. На какую-то своеобразную тему, не характерную для детского общения (например, о марках автомобилей) малыш готов общаться часами даже с малознакомыми людьми, а на вопросы, не касающиеся ее, отвечает неохотно и односложно.

Ребенок не реагируют на обращенную к нему речь инее состоянии выполнить просьбу на слух. Примеры: малыш не каждый раз откликается на свое имя, не может принести чашку, пока не покажешь на нее пальцем, не слушает, когда ему читают, может даже с криками захлопывать и рвать книжки.

Профилактический осмотр рекомендован, если сложно протекала беременность, в семье были психические заболевания, если у ребенка есть необычные страхи, он ходит или разговаривает во сне, с трудом осваивает навыки письма, счета, чтения, не в состоянии удерживать внимание, рассуждает на философские темы (космос, Бог), но беспомощен в простых бытовых ситуациях.

К какому специалисту записываться

Умственно отсталый ребенок, с которым начаты занятия по специальной программе в 3-4 года, и ребенок с той же особенностью, мозг которого стали развивать ближе к 10 годам, – это огромная разница. В раннем возрасте большинство проблем решаемо, но сложность в том, что многие родители затягивают визит к врачу, надеясь, что с возрастом все как-то само наладится.

Оптимальный возраст для профилактического обследования – 1 год. Понятно, что провести точную диагностику в таком возрасте сложно, но сделать предположение о наличии или отсутствии отставания развития вполне реально. Выраженные задержки речи и интеллекта, генетические синдромы, аутизм можно установить в возрасте 3 лет, шизофрению – в 5 лет, но окончательная постановка диагноза проводится в начале пубертатного периода, примерно в 11 лет.

Если вы подозреваете, что ребенок развивается не так быстро, как другие дети, постарайтесь его включить в систему динамического наблюдения у разных специалистов. «Стандартный набор» специалистов для всесторонней диагностики выглядит примерно следующим образом: дефектолог, логопед, невролог, психолог, психиатр.

Основная задача дефектолога – работа с интеллектуальным развитием маленького пациента: если ребенок не может усвоить учебный материал, не умеет выражать мысли.

Логопед исправляет речевые ошибки: если ребенок неправильно произносит звуки, выраженно запинается или заикается, во время чтения и письма путает или пропускает буквы, в определенных ситуациях боится говорить.

В компетенции психолога входят психические процессы: если ребенок гиперактивен, чего-то боится, запинается или заикается в стрессовых ситуациях, испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми, не в состоянии усвоить учебный материал.

Невролог занимается диагностикой болезней, связанных с нарушением деятельности нервной системы: если ребенок чувствителен к смене погоды, агрессивен или слишком активен, наносит себе повреждения, испытывает проблемы с концентрацией внимания.

Психиатр работает с психическими расстройствами (обычно его посещают по рекомендации одного из вышеперечисленных специалистов): если у ребенка есть необычные страхи, он агрессивен, у него наблюдаются стойкие нарушения коммуникации.

Обращаем внимание, что назначать медикаментозное лечение вправе лишь невролог и психиатр. Остальные проводят коррекционно-развивающие занятия, которых в большинстве случаев оказывается достаточно. После назначения лекарств или смены стратегии лечения ведется постоянное наблюдение за поведенческими реакциями ребенка. Если он стал вялым и плаксивым или, наоборот, слишком активным, у него пропал аппетит или не наступает чувство насыщения, имеет смысл связаться с лечащим врачом, не дожидаясь окончания курса лечения. Хороший специалист всегда берет во внимание жалобы родителей и учитывает индивидуальные особенности организма маленького пациента. Если врач посоветовал перетерпеть, стоит задуматься о смене лечащего доктора.