Дети открывают для себя язык: от лепета «да-да» или «ка-ка» до целого предложения ребенок проходит долгий путь. Как он учится говорить, и как можно помочь ему в этом?
«Мама», «дай» — родители обыкновенно безмерно счастливы и горды, услышав впервые произнесенные слова. Словарный запас ребенка постепенно пополняется, и почти каждый четырехлетка уже может свободно разговаривать.
Начало: бессловесная коммуникация
С самого рождения младенец общается, издавая звуки. За первыми гласными «а», «у», «о» следуют «гуу» и «агуу». Гуление, лепет, крики помогают маме понять, доволен ли ребенок или он в чем-то нуждается. Младенцы очень рано осознают свои потребности, выражая звуками голод, боль или усталость. Почти всем мамам эти звуки понятны, но если мама не догадывается о причине, ее ждет громкий и долгий крик.
С полугода дети много лепечут
После первых гласных «а», «о», «у» следуют «гуу» и «агуу». Младенец постепенно развивает свой речевой аппарат и делает это с заметным удовольствием. Он эмоционально осваивает разные комбинации и возможности, забавляется звуками, как бы проводит эксперименты с голосовыми связками и мышцами, испытывая, к огорчению родителей, разную силу звука. Начиная с шестого месяца, звуковые сочетания, не имеющие пока реального содержания, выстраиваются таким образом, что родители оценивают это как языковую интонацию – и не ошибаются: дети этого возраста уже внимательно слушают и нетерпеливо подражают всему услышанному. Звуки и модуляция голоса могут напоминать по звучанию настоящий язык. Даже если это в основном только повторение следующих друг за другом слогов, например, «ба-ба-ба».
Постепенное расширение словарного запаса
Подавляющее большинство малышей выговаривают первые слова примерно в годовалом возрасте. Одно- или двухсложные, они очень много значат для ребенка. Классические «баба» или «папа» делают его счастливым. Конечно же, такое удовольствие побуждает его выговаривать все больше слов.
Словарь двухлетнего ребенка (в основном, существительные) взрывается. Пальчик, указывающий на соответствующий объект и произнесенное слово — это то, как малыш постигает Вселенную языка. В этот период он часто произносит в течение дня до десяти и более слов. Формируются первые двухсловные предложения — «мама сидит» или «машина едет». Для ребенка это привлекательные ступени сферы общения.
После второго дня рождения малыш открывает себя как личность, что отражается в языке. Словарь обогащают местоимения, такие как «я» и «ты». С губ легче слетают фразы из трех слов. Энергичное «Я голоден!» свидетельствует о том, что речь малыша развивается лингвистически правильно.
С третьего дня рождения многие дети могут правильно строить предложения, давать ответ на вопрос, осмысливать сложно-структурные предложения, ставить вопросы. Они учатся правильно использовать интонацию предложений.
Как поддержать ребенка?
Лучшее средство упростить странствование по языковому миру — говорить с малышом, читать ему и включать его в разговоры. В рифмах и детских песенках малыши учатся развивать ощущение лингвистической мелодики. Используйте экспансивный контакт, возникающий посредством языка, жестов, мимики. Поощряйте ребенка! Не указывайте ему на недостатки в произношении слов. Со временем правильное произношение успешно станет автоматическим.