г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Найти на карте

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

phone-call.png
    Чаша Гигеи

    Если грудной ребенок плачет, это означает, что что-то не в порядке. Каждая мать знает: или у него памперс мокрый, или, несмотря на глубокую ночь, он опять проголодался, или его одолевают неведомые нам страхи, и поэтому он зовет родителей. Но первый же крик, который издает новорожденный, имеет кроме этого еще одно значение – куда более важное, чем до сих пор думали ученые. Как показывают последние исследования биолога Катлин Верике из Института антропологии при берлинской клинике «Шарите» и математика Вернера Менде, уже в первые недели жизни пронзительный крик каждого грудного ребенка отличается от крика других его крошечных сверстников.

    Важность первого крика новорожденного

    Это значит, что основы речи, как считают эксперты, закладываются не в девять-десять месяцев, когда малыш начинает лепетать, а намного раньше. В элементарном, зачаточном виде они существуют, когда он только появляется на свет. Дело в том, что уже у новорожденного мускулы гортани полностью развиты и налажено сложное взаимодействие важнейших для работы голосовых связок нервов. И, наконец, в первые недели и месяцы после рождения слух является у ребенка одной из основных форм восприятия действительности. Он может различать голоса и без всяких проблем выделяет из них материнский.

    Плач грудного ребенка можно сравнить с ревом сирены. Высота звука этого плача постоянно меняется, он ни на мгновение не остается константным. Такое тональное разнообразие требует необычайно быстрой «работы» соответствующих нервных окончаний. Мозг грудного ребенка должен задействовать в течение долей секунды десятки различных мышц гортани.

    Эти малые промежутки времени между звуками различной высоты берлинские ученые измеряли с помощью специальной программы (она позволяет компьютеру «слышать» в 15 раз лучше, чем слышит человеческое ухо). Результаты исследований показали: если в первые восемь недель у плача ребенка очень простая «мелодия», то начиная примерно с десятой появляются гораздо более сложные акустические структуры. Причем в отличие от первых двух месяцев жизни, она все меньше зависит от ритма дыхания ребенка. Плач грудного ребенка заметнее приобретает особенный, оригинальный характер. Правда, со временем и он видоизменяется.

    Развитие это идет не плавно, но рывками. Нет постепенного усложнения той или иной уже появившейся «мелодии» крика. Совсем наоборот. Примерно каждые две недели ребенок делает большой шаг назад, и акустическая структура плача снова становится более элементарной. Но затем – в один прекрасный момент – он вдруг приобретает более сложный, чем на предыдущей стадии, звуковой характер.

    Естественно, что все это происходит не автоматически, не без участия мозга. Если у новорожденного задействован лишь ответственный за простейшие функции мозговой ствол, то в последующие месяцы жизни, как считают ученые, мозг «включает» гораздо более комплексные нервные центры.

    Кстати, на начальной стадии подобные шаги назад, временные отступления перед «большим скачком» типичны для психического и социального развития ребенка. Подобная картина наблюдается и тогда, когда ребенок начинает выговаривать первые слова. Правда, в это время развитие уже идет намного быстрее. Но и здесь из отдельных простейших акустических элементов складываются сложные мелодические структуры, формирующие теперь слова, а потом и целые предложения.

    Однако не только зачатки речи можно услышать в первом крике новорожденного. Его плач позволяет уже на очень ранней стадии развития распознать дефекты слуха и головного мозга. Это – главная причина, побудившая берлинских ученых начать свои исследования. Плач детей с тяжелыми мозговыми или родовыми травмами – заметно пронзительнее, выше тоном. А крик ребенка с дефектом слуха – намного более монотонный, чем у его здоровых сверстников. «Мелодичность» здесь практически не развита.