Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.
К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система.
В 3 года ребенок должен уметь:
- знает свое имя, свой возраст, как зовут маму и папу;
- играя, проговаривает название вещей, которые его окружают;
- смотрит со вниманием мультфильмы и слушает стихотворения и сказки;
- словарный запас ребенка к этому возрасту состоит примерно из 1 тысячи слов;
- понимает, когда к нему обращаются и что от него требуется;
- произносит предложения, состоящие из более трех слов.
Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.
Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.
Есть причины для беспокойства, если:
- ребенок говорит невнятно, проглатывает слова, его плохо слышно и речь неразборчива;
- ограничивается фразами, состоящими максимум из двух-трех слов;
- не знает, как его зовут, какие имена мамы и папы. Не может ответить, сколько ему лет;
- на речь и на просьбу что-то сделать откликается неохотно.
Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.
Выделяют проблемы речи у детей:
- задержка речевого развития;
- патология речевой деятельности – сенсомоторная алалия;
- нарушение формирования речи.
В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.
Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:
- нарушения или патологии в период беременности;
- генетическая наследственность;
- различные заболевания, травмы ребенка;
- невнимание к развитию ребенка.
Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом, травмы и осложнения после болезней. Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.
Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.
Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики, массаж, гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.
Каковы причины отказа от лечения?
Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:
- плохое владение оборотами речи;
- произношение звуков: неверное и нечеткое;
- ограниченность в словарном запасе;
- плохое воображение;
- неспособность составить сложные предложения.
В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.
В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.
Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.