По статистике каждый четырнадцатый ребенок в мире имеет ясно выраженные признаки задержки речевого развития. Однако, если вас, как родителя, мучает вопрос, почему ваш ребенок не говорит в 2 года и где искать причины, не спешите преждевременно впадать в панику. Помните, что все дети по-своему индивидуальны, и каждый из них проходит свой, особый путь развития. Поэтому проводить аналогию развития своего ребенка с другими малышами этого же возраста не всегда правильно.
Почему ребенок не говорит?
Различают несколько основных причин плохого вербального развития малыша:
- социальные – обстановка и окружение, в котором подрастает кроха;
- физиологические – проблемы со здоровьем у малыша.
Социальные причины слабого вербального развития ребенка появляются тогда, когда родители слишком мало разговаривают или вообще не разговаривают с малышом.
Зачастую у молчаливых мамочек и дети поздно начинают говорить.
В этом случае родителям рекомендуется больше уделять крохе внимания, разговаривать с ним, читать сказки. Чтобы научить ребенка говорить в два года, при общении с ним старайтесь называть окружающие вас предметы. Говорите при этом не слишком быстро, четко произнося все слова.
К социальной причине, по которой ребенок не говорит в два года, можно отнести и слишком шумную атмосферу вокруг. Если имеет место наличие посторонних шумов, постоянно громко работает телевизор, взрослые общаются между собой на повышенных тонах, при этом на малыша никто не обращает внимания, то у крохи потребность в разговоре отпадает. Как правило, такие дети начинают разговаривать довольно поздно, причем часто – фразами из мультиков, не понимая при этом значения произносимых слов.
Если у вас аналогичная ситуация с описанной выше, и ребенок не хочет говорить в два года, вам придется постараться, чтобы в доме воцарилось спокойствие. Не допускайте лишней суеты и шума. В то же время помните, что телевизор-компьютер никогда не заменит крохе живого общения. Говоря с малышом, попытайтесь его заинтересовать, побуждая тем самым к общению.
Часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок плохо говорит в два года, родители детей-билингвов. В этом случае медленное вербальное развитие крохи объясняется тем, что малышу приходится усваивать сразу оба языка, пребывая в недоумении, на который из двух ему стоит ориентироваться.
К аналогичным проблемам приводят и завышенные требования членов семьи к ребенку. Не стоит скрупулезно учить малыша проговаривать правильно все слова, чтобы не отбить охоту от разговоров вообще. Родителям рекомендуется воздержаться от дидактического стиля речи при воспитании малыша.
Подобные проблемы с плохим вербальным развитием возникают и у детей, которых родители чрезмерно опекают, стараясь предугадать каждое желание малыша. Если мама и так «понимает без слов», зачем тратить лишнюю энергию на освоение речи?
К физиологическим причинам, почему ребенок не говорит в два года, относятся:
- недоразвитость артикуляционного аппарата;
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- стрессы, испуг;
- поражения головного мозга.
Как правило, обнаружить физиологические причины можно еще до достижения крохой двухлетнего возраста. Так, здоровый младенец в четыре месяца периодически улыбается, гулит, обращает внимание на звуковые сигналы. У здорового малыша в таком возрасте присутствует комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками).
В девять месяцев кроха уже должен проявлять интерес к музыкальным игрушкам. Если такие признаки отсутствуют, имеет смысл показать малыша врачу. Причем, чтобы не допустить усугубления проблемы, нельзя затягивать поход к педиатру: чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что данную ситуацию получится устранить, и ребенок впоследствии сможет успевать в школе.
Итак, мы рассмотрели причины, почему ребенок не говорит в 2 года. Вам остается лишь определить, какого характера проблема: социального или физиологического. Далее в зависимости от характера проблемы необходимо либо обращаться к педиатрам, либо начинать с себя: заниматься малышом, общаться с ним на разные темы, читать ему интересные сказки, детские стихи. Это заставит кроху запоминать новые слова и даже предложения, которые он впоследствии сможет произносить.