Задержка речевого развития в последнее время является проблемой многих детей. Дети не говорят вообще или используют речь крайне ограничено, часто у малыша нет никакой мотивации использовать речь для коммуникации. Словарный запас таких детей очень ограничен, а также страдает понимание речи. В чем же может быть причина, как распознать задержку речевого развития и чем помочь ребенку?
Единой причины, способной объяснить почему речь ребенка задерживается – нет. Есть определённые факторы, которые способны повлиять на своевременное развитие речи.
Возможные причины ЗРР
- Проблемы с остротой слуха, проблемы с центральной нервной системой, наследственность, недоношенность, повышенное давление внутри черепа, асфиксия, гипоксия
- Болезни, которыми ребенок переболел до года
- Недоразвитая мускулатура артикуляционного аппарата
- Депривация
Задержку речевого развития диагностируют примерно в трех-четырехлетнем возрасте, но уже значительно раньше можно заметить признаки, указывающие на эту проблему.
В возрасте четырёх месяцев младенец должен проявлять оживление при общении с мамой или папой или другим близким человеком, улыбаться ему. В восемь-девять месяцев ребенок должен разнообразно лепетать, то есть повторять цепочки слогов. А в полтора года малыш уже должен использовать при коммуникации лёгкие слова, понимать их значение. Также ребенок такого возраста без ЗРР выполняет простые поручения. Также следует насторожиться, если у ребенка есть проблемы при пережевывании пищи или её проглатывании. На ЗРР указывает маленький (меньше 15 слов) глоссарий в два с половиной года и если ребенок в этом возрасте не знает названий простых предметов и не может составить из двух слов предложение (например, «дай мяч»). В три года малыш с задержкой речи говорит непонятно, его речь никто не может разобрать и у него есть трудности с пониманием простых объяснений или рассказов. Также стоит проконсультироваться со специалистом, если у ребенка постоянно текут слюни и рот часто приоткрыт (ребенок дышит ртом).
Как помочь ребенку?
Если у ребенка задерживается речь, то помочь ему заговорить сможет специалист. Нужно пройти обследование у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда, отоларинголога и составить план занятий. Родители также должны активно работать над развитием речи дома.
С ребенком нужно больше играть, ведь в игре ребенок совершенствует все свои навыки, в том числе и речевые. Основой развития речи является ритм и смысл, а значит нужно петь ребенку песни. Также очень полезно читать ребенку книги. Именно они помогают ребенку выучить новые слова и усовершенствовать структуру речи. С ребенком следует разговаривать как со взрослым – речь должна быть понятна и проста. Отлично способствуют развитию речи задания на развитие мелкой моторики.
В целом любые занятия с ребенком, будь то совместный просмотр картинок, повторение стихов или рисование, благотворно влияют не только на развитие речи, но и на общее психо-социальное развитие ребенка.