Не всегда молчание ребенка является признаком отклонений в развитии, иногда достаточно просто уделить больше внимания простым навыкам.
Данная статья предлагает родителям действенные методы развития речи у детей от 2 до 3 лет.
Расклеить на уровне глаз ребенка картинки. Это могут быть животные, предметы обихода, герои книг и мультфильмов, фрукты, овощи, машины, самолеты… таким образом создается множество речевых ситуаций. Каждую картинку нужно называть медленно, проговаривая каждый звук, через несколько дней можно спросить малыша, что изображено на картинке и при необходимости еще раз повторить название. Если речь идет о животном, не лишним будет рассказать, какие звуки оно издает. Через неделю-две обязательно необходимо поменять картинки местами, исключая возможность «механического запоминания».
Обязательно заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой. Показывать движения языком вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, учить складывать губы «трубочкой» и широко раскрывать рот. Данные упражнения помогут укрепить мышцы лица и раскрепостить язык. В начале достаточно просто научить ребенка строить рожицы и кривляться. А самой простой зарядкой для языка может быть обычное слизывание с губ варенья или шоколада. Цоканье языком, надувание щек, «воздушные поцелуи» — все это тоже часть миогимнастики.
Читать стихи, петь песни, рассказывать сказки. Желательно все это делать с выражением и по возможности вовлекать в процесс малыша. Из простых четверостиший и потешек можно даже устроить небольшое представление. По прошествии некоторого времени предлагать ребенку закончить вместе фразу из маленького стихотворения. Книги обязательно должны быть с иллюстрациями, максимально похожими на настоящих людей и животных, на настоящие предметы, о которых в этой книге написано.
Танцуем и поем вместе с ребенком. Музыкальная игра лучше всего усваивается мозгом и помогает в развитии речевых навыков. Танцы развивают крупную моторику, что также благотворно влияет на результат.
Активно имитировать голоса животных. Карточки или игрушки в помощь родителям. Предложить ребенку простую игру «Как говорят животные?» и просить малыша отвечать только на их языке. Периодически карточки с игрушками менять местами, опять же исключая механическое запоминание.
Стараться как можно чаще задавать малышу вопрос «кто это?» или «что это?». Первое время родители сами же на него и отвечают, зато ребенок запоминает и через несколько дней активных занятий уже сможет ответить сам.
Договаривать за ребенком окончание слов или исправлять с правильным произношением нужно ПОСТОЯННО, именно «попугайство» родителей приносит самые ощутимые результаты.
Ограничить или полностью исключить просмотр мультфильмов и телевизора в целом. Даже работая в фоновом режиме, они тормозят развитие речевых навыков.
Все вышеперечисленные советы применимы как к здоровым деткам, так и к тем, у кого есть небольшие неврологические проблемы. Регулярные занятия вкупе с грамотным лечением дают ощутимые результаты даже спустя непродолжительное время. Главное – не упустить момент, когда просто необходимо обратиться за помощью к специалистам.