С рождения и до 3 лет у малышей самый интенсивный этап развития, они приобретают много новых навыков, совершенствуют их. Если в этот период пустить развитие ребенка на самотек, то в дальнейшем понадобится гораздо больше усилий, чтобы наверстать упущенное.
Речь — это работа мышц и речевых органов. И как любую мышцу, речь нужно постоянно тренировать и развивать.
Существует ряд факторов, влияющих на речь ребенка — это здоровая беременность и роды, правильность формирования и функционирования всех систем организма ребенка, благоприятное речевое окружение.
От 0 до 3 лет. Основные этапы формирования речи у ребенка.
От 2 до 6 месяцев — гулит, лепечет, реагирует на свое имя, издает разнообразные интонации плача.
От 6 до 12 месяцев — начинает проговаривать слоги, подражает взрослым, добавляются новые согласные звуки, имитирует знакомые слова.
До 1 года — первые слова «мама» и «папа», показывает ручкой на предметы, понимает слово «нет», знает имена близких.
До 1,5 лет — малыш знает 10-20 слов, проговаривает несколько слов вместе, машет рукой, мотает головой, знает части тела и может их показать, выполняет простые указания.
До 2 лет — предложения из 2 слов, в запасе 50-100 слов, следует простым инструкциям, начинает говорить местоимения, сокращает слова, речь становится понятна окружающим.
До 3 лет — предложения из 3 слов, в лексиконе 300-500 слов, следует инструкциям из двух действий, начинает рассказывать истории, ребенок разговаривает с детьми и взрослыми, может искажать некоторые звуки (шипящие, свистящие, гласные).
Советы по правильному формированию речи
- Отвечать на лепет детей, повторять за ним и подражать его звукам.
- Разговаривать с малышом на протяжении всего дня, чтобы он постоянно слышал речь. Не сюсюкать, а четко и внятно вести беседу с ребенком.
- Читать цветастые книжки каждые день, с интонацией, с изменением голоса.
- Гулять с ребенком в разных местах, ему интересно познавать новый окружающий мир. Малыши очень любознательны.
- При разговоре необходимо обеспечить зрительный контакт.
- Концентрировать внимание ребенка на новых предметах, животных и проговаривать их названия.
- Хвалить ребенка за проговаривание новых слов.
- Нужно внимательно слушать, когда ребенок разговаривает с вами.
- Для лучшего восприятия новых слов необходимо использовать картинки.
- Давайте слушать малышу детские песенки и сказки.
Также сейчас очень популярно заниматься с малышом по карточкам. Сейчас на рынке огромное количество данного продукта, с различными темами. Есть карточки с животными, одеждой, частями тела, действиями, фруктами и овощами, транспортом и т.п. Суть данной игры в том, что родители показывают ребенку карточки, проговаривая ее название, впоследствии ребенок должен сам называть название карточки. Важно не делать из этого процесс обучения, нужно все преподносить в форме игры.
Подводя итог, родители не должны оценивать темп развития своего ребенка, исходя из достижений других детей. Важно помнить: каждый ребенок индивидуален и у него свой темп развития. Цель занятий с малышом должна заключаться в том, чтобы помочь развить ему свои навыки, а не догнать развитие других детей.