Уже сам факт хорошей и внятной речи у ребенка предполагает хорошие жизненные перспективы. Ребенок будет лучше и больше общаться с окружающими, быстрее развиваться умственно. В школе он будет с легкостью осваивать программу обучения. Иными словами, он будет успешным.
Общение — основа развития речи
Главным условием в развитии речевых навыков у ребенка раннего детского возраста является предоставление ему достаточного общения с взрослыми. По этой причине взрослые должны чаще инициировать обращение непосредственно к ребенку. С интересом разговаривайте с ним, увлеките его рассказом, не бойтесь спрашивать о вещах значительных и незначительных. Вызывайте его на самостоятельную речь. Постарайтесь убедить своего ребенка в том, что в процессе любого разговора человек именно общается.
В связи с этим следует отметить, что чрезмерная опека со стороны заботливых родителей с угодливым исполнением всех желаний ребенка – огромная ошибка. Стремясь как можно быстрее выполнить прихоть ребенка, родители подавляют в нем стремление самому описать просьбу и, в конечном счете, выразить ее путем устной речи.
Важно! Будьте предельно терпеливы! Предоставьте ребенку возможность самостоятельно выразить свое желание словами.
Важность «пассивной» речи
На втором году жизни ребенок «пассивно» говорит. Ему достаточно хорошо понятен предмет разговора окружающих, но самостоятельно он ничего не произносит. Это вызывает естественное беспокойство мамы и папы. Между тем причин для тревоги не имеется. Для одних детей начать говорить рано – норма, для других – аномалия. Все очень и очень индивидуально. «Запоздавшим» детям просто необходимо больше оказывать внимания, вводить их в разговор, вовлекать их в дела, связанные со всевозможными поручениями и понуждающими к речи.
У двух-трехлетнего ребенка развитие речи получает существенный скачок. Происходит увеличение словарного запаса, для малыша несложные речевые обороты становятся нормой. Они уже могут представлять предметы, которых в данный момент нет перед глазами, и понимать, о чем вы говорите. Самое время пересказывать малышу простые сюжеты и сказки (по картинке или «без»), вспоминать увиденное на прогулке или что-то происшедшее в недалеком прошлом, учить стихи, песенки.
Порой для малыша естественное стремление самостоятельно «прочитать» книжку, рассказать историю по картинке. Очень важно поощрять это возникшее желание маленького человека. Между делом приучайте ребенка к аккуратности при пользовании с книгами, так как не секрет, что малыши любят «зачитать» их до мелких листиков.
Звуки и речь малыша
Очень важным для развития речи ребенка является обучение его способности выделять свойства разных звуков. Необходимо стремиться к тому, чтобы он, воспринимая слова как что-то слитное, мог отличать слова по ритму и интонации. Малыша нужно научить «раскрывать» на интуитивном уровне звуковой ряд слова с выделением « гласных» и «согласных».
Следует помнить, что у ребенка процесс закрепления навыка различать звук по высоте происходит значительно медленнее. Причиной является отсутствие у ребенка мотивации это делать в обычной ситуации или игре. Малышу незачем специально громко или тихо говорить. Но детишки трех лет, тем не менее, уже без труда воспринимают разницу высокого звука маленького игрушечного животного, принадлежащего, например, зайчику, и более низкого, характерного для большой зверушки, скажем, медведя.
Пойте малышу песенки, прослушивайте с ним различные музыкальные произведения, потанцуйте с ним.
Тем самым вы не только развлечете его и вызовите массу радостных эмоций, но и разовьете его слуховые способности или, как говорят, слух.