Ваш ребенок — еще совершенная кроха. О каком речевом развитии можно говорить? От него же только и слышно – недовольное «уа» либо радостное «агу», ну, и какие-то малопонятные звуки. К сожалению, много мам и пап считают, что с детьми до их первого внятного слова даже и пробовать разговаривать не стоит. Это огромное заблуждение. С чадом надо разговаривать с самого начала его жизни, а лучше, когда он (или она) еще в животике.
Те самые непонятные звуки означают, что у малыша уже формируется речь. Малыш хочет и пробует общаться. Есть несколько стадий развития речи.
Первая – крик
После рождения малыш попадает в незнакомую среду. Когда он был под сердцем у мамы, его нужды исполнялись моментально. Теперь у него единственный способ выразить эмоции, когда больно, мокро, холодно. Или он хочет есть, спать, тепла маминых рук. Конечно, это крик. Причем начиная с третьего месяца, интонация крика меняется. И мама может различать разные крики – боль, недовольство, капризы.
Вторая – гуление
Интересно, что гуление в разных странах одинаковое – а-а-а, гу-у-у, гы-ы-ы, га-а-а. Оно продолжается примерно от двух месяцев до полугода. Когда малыш находится один, гуление одно – он как бы пробует на язык звуки. Когда рядом мама или папа, гуление совершенно другого качества. Можно заметить, что ребенок заглядывает в глаза, смотрит на губы. То есть он хочет начать разговор. И его обязательно надо поддержать.
Третья – лепет
В шесть-семь месяцев лепет приходит на смену гулению. В ход идут первые отдельные слоги – ма, па, ба, да. Постепенно они соединяются и превращаются в словесную цепочку. В этот период обязательно читайте стихи детям, причем сажайте его напротив, чтобы он видел ваши губы. Разговаривайте с ним. И не увлекайтесь модными методиками развития речи. Ребенку нужно общение, а не просто заглатывание дидактического материала. Иначе впоследствии могут быть проблемы в эмоциональном плане и общении с другими.
Четвертая – слово первое
Наконец-то пришел тот момент, которого все так ждали. Малыш сложил свое первое слово. Это происходит примерно около года, плюс-минус месяц. Слова начинают наполняться смыслом. В этот момент ребенку необходима помощь родных. Называйте вещи своими именами и проговаривайте свои действия.
Очень важно говорить с ребенком во время игр. К примеру, все знают детский стишок «Мишка косолапый». Игра будет выглядеть примерно так (малыш-М). Взрослый читает стихотворение и ждет, когда М повторит действия. Мишка идет – М марширует. Шишки собирает — М наклоняется, собирает воображаемые шишки. Попала шишка в лоб – М легко ударяет себя по лбу. Мишка оступился – М садится на пол или топает ножкой.
И так можно с любым стихотворением играть. И, главное, дорогие мамы, помните, что когда малыш кричит — это нормально. В пределах разумного, конечно, и до определенного возраста. Тихий ребенок болен или замышляет какую-то шалость.