г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

Чаша Гигеи

Развитие речи у дошкольника

С самых ранних лет детей учат, что человек – существо социальное. Ему жизненно необходимо постоянно находиться в обществе и контактировать с другими людьми. Речь является основным способом общения между людьми. Её развитием занимаются с первых месяцев жизни, дабы помочь ребёнку в будущем социализироваться в обществе.

Отдельное внимание уделяется развитию речи в детском саду, когда основной аппарат у ребёнка уже выработан. В этом случае остаётся доработать его и дополнить.

В детском саду упор ведётся на следующие направления:

  • произношение;
  • увеличение словарного запаса;
  • построение речи и грамматика;
  • развитие связной речи.

При этом важную роль в развитии речи у дошкольника играет не только детский сад, где обучается малыш, но и его родители. Без их опеки и помощи результат будет в разы хуже.

Произношение

В первую очередь, для окончательной выработки речевого аппарата необходимо научить ребёнка правильно произносить звуки. Смазанная и непонятная речь серьёзно влияет на общение между детьми, усложняет его.

Основной акцент делается на занятиях с логопедом. Детей при помощи специальных упражнений учат произношению шипящих, свистящих и других звуков, которые чаще всего вызывают сложности. Вместе они репетируют перед зеркалом, слушая, как они произносят звуки.

Одно из наиболее распространённых упражнений носит название «Сдуваем вату в ладошки». Ребёнку нужно немного высунуть язык и положить его на нижнюю губу, выдохнуть и будто «скатать вату» в ладошке. Так учат произносить шипящие звуки, по типу «ф» и «ш».

Увеличение словарного запаса

В столь раннем возрасте ребёнку ещё сложно формировать сложносочинённые предложения. Дело не только в связности речи, но и в словарном запасе. В эти годы он довольно ограничен, и перед детским садом и родителями должна стоять цель его увеличения. При этом нельзя просто учить ребёнка новым словам – также важен «качественный» показатель словарного запаса.

Один из важнейших советов – учить детей, в первую очередь, существительным и глаголам, с примерами их применения. Дошкольники гораздо охотнее учат слова, которые позволяют им обозначать действия и предметы. С прилагательными гораздо сложнее. После освоения базиса нужно активно учить ребёнка прилагательным, так как это сделает их речь более чистой и красивой.

Стоит также упомянуть, что словарный запас делится на активный и пассивный. Активный состоит из тех слов, которые дети используют постоянно. Пассивный – из «мёртвых» слов, которые редко используются. Нужно стремиться переводить у детей слова из пассивного запаса в активный.

Грамматическое построение речи

Одна из самых сложных частей развития речи – обучение её грамматически правильному построению. В основном, детей обучают морфологической и синтаксической сторонам речи. Первое – грамматические свойства, а второе – сама форма построения слов.

Этот навык усваивается ребёнком самостоятельно при помощи подражания. Дошкольник следит за примерами, которые ему показывает взрослый, а также за его речью, после чего постепенно начинает перенимать представление о ней.

Главное здесь – не совершать критических грамматических ошибок в речи, пока общаешься с ребёнком, дабы привить ему грамотность.

Развитие связной речи

Последняя, но не по значению, задача – развитие связной речи у ребёнка. Проблема состоит в том, что дети самостоятельно не могут обучиться связной и понятной речи. В этом случае предложения и фразы будут обрывистыми, смысл теряется. Тогда не получится наладить контакт, и научить ребёнка грамотному общению.

Связная речь – произнесённая фраза или текст, имеющие единую смысловую нагрузку. Цель данного этапа – формирование правильно слаженной устной речи с учётом возрастных и личностных особенностей.

Детям нужно прививать осмысленность, чтобы они понимали, о чём говорят. Также для развития связности речи представляют и другие требования:

  • построение правильного ритма предложения;
  • правильная громкость речи;
  • обучение чёткости произношения;
  • ритмика произношения;
  • отсутствие пауз и т.п.

Без развития грамотной речи у дошкольников детям будет сложно контактировать с другими людьми, соответственно, процесс социализации и вливания в общество будет затруднён. Об этом стоит заботиться с ранних лет, помогать ребёнку, обращаться своевременно за помощью к логопеду.