г. Москва, город Зеленоград, корпус 2027

Пн-Пт: 07:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 21:00
Вc: 08:00 - 19:00

Пн-Пт: 08:00 – 21:00
Сб: 08:00 - 20:00
Вc: 08:00 - 19:00

Чаша Гигеи

Способность говорить, речь — способ общения посредством вербального кодирования. Речь характерна только для человека и является наиболее совершенным средством общения, возникшим в процессе эволюции живых существ. В то время как у животных коммуникационные системы удовлетворяют насущные биологические потребности (контакт рождения с ребенком, поиск сексуального партнера, групповая охота), у людей речь служит для формулирования и передачи мыслей, которые часто являются абстрактными.

Речь позволяет выразить установленные причинно-следственные связи между явлениями в мире и сделать обобщения. Сделанные выводы передаются из поколения в поколение посредством письменной речи, которая лежит в основе человеческого прогресса, культуры и знаний. Речь отличается от других форм общения своей творческой природой — чтобы выразить новую идею, слова должны быть определенным образом объединены. Следовательно, речь является наиболее сложной формой человеческого поведения, которая требует сочетания восприятий, регуляции движений и мыслительных процессов.

Приобретение и развитие речи у людей — длительный процесс, требующий обучения. Маленькие дети сначала начинают понимать речь. На втором году обучения они начинают произносить отдельные слова или слоги, а на третьем году они могут эффективно формировать совершенно новые выражения и вести содержательные беседы с детьми и взрослыми. В раннем школьном возрасте дети учатся читать и писать, с помощью чего они также учат письменную речь. В начале речь носит характер подражания, а слова ассоциируются с конкретным объектом или ощущением. С приобретением и развитием речи слова становятся более абстрактными по своей природе, поскольку они начинают обобщать характеристики многих похожих объектов.

Участие полушария (доминантное и недоминантное) в речевой функции

Основные корковые зоны, отвечающие за речевую функцию, находятся только в одном из полушарий, которое обозначено как доминирующее полушарие. Левое полушарие доминирует у 98% правшей и 60-70% левшей, в то время как правое полушарие доминирует только у 15% левшей. У некоторых людей нет выраженной латерализации речевой функции.

Области, связанные с речью в доминирующем полушарии, расположены вокруг борозды Сильвы (sulcus lateralis). Это:

  • область Брока — расположена в нижней передней складке;
  • область Вернике — расположена в задней части верхней височной складки;
  • gyrus angularis и gyrus supramarginalis — расположены в нижней теменной складке.

С помощью многих тестов для изучения речи было установлено, что, помимо этих зон, активируются другие ассоциативные зоны в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Афазия (серьезное нарушение речи) развивается, когда повреждены основные области, связанные с речью.

Речевая функция доминантного полушария

Наиболее распространенной моделью, объясняющей речевую функцию, является модель Вернике-Гешвинда. По его концепции, при прослушивании слов активируются первичная и вторичная слуховые зоны в височной доле (поля Бродмана 41 и 42). После этого деятельность переносится в область Вернике (поле 22). Здесь хранится информация о фонетическом коде слов и их значении. Это делает возможным распознавание слова и лежит в основе человеческой речи. Чтобы повторить услышанное слово, информация направляется в область Вернике (область Брока), которая расположена непосредственно перед основной моторной корой, рядом с областями, которые контролируют мышцы, участвующие в фонообразовании и артикуляции. В области Брока присутствуют сложные моторные программы для управления произношением слов. Эта зона отвечает за выражение речи. Из области Брока информация отправляется в первичную моторную область, которая контролирует мышцы, выполняющие артикуляцию.

Когда вы видите написанное слово, активируются разные зоны. Сначала запускаются первичная и вторичная зрительные области, поля Бродмана 17, 18, 19, расположенные в затылочной части. Затем включается ассоциативная зона в нижней части теменной доли. Это необходимо для распознавания письменного слова или, другими словами, для понимания письменной речи (чтения). Затем информация передается в зону Вернике, где визуальное представление слова превращается в фонетическое. Из области Вернике механизм восприятия такой же, как и у услышанного слова.

Следовательно, речь понимается по вовлечению теменной-оксипитальной ассоциативной зоны в доминирующее полушарие, а выражение речи осуществляется прифронтовой ассоциативной зоной. Представленная модель для речевых функций довольно проста. Сегодня утверждается, что речевая функция выполняется с участием сложной нейронной сети, включающей большое количество областей в лобной, теменной и височной долях доминирующего полушария. Эта нейронная сеть также включает в себя некоторые подкорковые структуры.

Недоминантное полушарие также имеет некоторые функции. Оно может обрабатывать простой лингвистический материал и участвовать в примитивном понимании речи. Его основная функция связана с эмоциональными аспектами речи, с пониманием юмора и иронии. Недоминантное полушарие не имеет отношения к выражению речи. Когда область в нем симметрична области Брока в доминирующем полушарии, она характеризуется нарушенной интонацией речи. Если затрагивается симметричная зона области Вернике, пациенты теряют способность понимать эмоциональный тон речи, юмор, иронию. Они теряют способность следовать «нити» повествования.

Нарушение речи

Нарушение речи и / или выражения речи, которое не является результатом сенсорных (глухота, слепота) или моторных (паралич) нарушений, называется афазией. Афазия происходит из-за повреждения определенных областей мозга, ответственных за различные аспекты речевой функции. В зависимости от речевого дефицита, существует несколько типов афазии. Некоторые из них:

  • афазия Вернике — нарушение речи;
  • афазия Брока — нарушение речи;
  • кондуктивная афазия — значительно снижается способность повторять услышанные слова;
  • глобальная (общая) афазия — нарушение речевого понимания и выражения.

Речь является основным средством общения. Ее понимание и выражение обусловлены сложной нейронной сетью, посредством которой осуществляется связь между людьми.