Мамы и папы нередко сомневаются, стоит ли переводить ребенка в логопедический детский сад. Это нелегкое решение может сопровождаться не только сомнениями, но и различными страхами. Они вызваны низкой информативностью родителей о садах данного типа и особенностях нарушений речи. В этой статье попытаемся ответить на несколько вопросов, волнующих родителей, растящих детей с нарушениями темпа, ритма речи, звукопроизношения и пр. Что такое логопедическая группа? Чем она отличается от массовой? Так ли необходимо отдавать ребенка в такую группу?
Логопедическая группа – это особая группа детского дошкольного учреждения, где обучаются дети со сходными дефектами речи при отсутствии нарушений слуха и интеллекта. В эту группу родитель может перевести своего ребенка на основании выводов о состоянии его речи специалиста. Индивидуальные занятия в такой группе с логопедом-дефектологом проводятся каждый день, а коллективные — 3-4 раза в неделю. Остальные занятия ничем не отличаются от занятий в массовой группе, разве что педагоги уделяют большее внимание изучению букв и звуков. Количественный состав групп обычно меньше — 10-12 человек, благодаря чему уровень подготовленности к школе выше, а риск сезонных или инфекционных заболеваний ниже. Еще одной особенностью логопедического сада является то, что на каждого ребенка заводится специальная тетрадь, по которой ребенок занимается с логопедом в саду и выполняет домашние задания дома. На период коррекции эта тетрадь должна стать настольной книжкой ребенка.
В каком же случае все-таки стоит отдавать ребенка в специализированную группу?
Если ваш ребенок имеет стойкое, тяжелое или комплексное нарушение речи, то идти в логопедическую группу однозначно необходимо. В ином случае дефект речи может прогрессировать и повлечь за собой нарушения, вплоть до задержки психического развития. Многие родители опасаются, что пребывание в логопедическом саду негативно повлияет на речь ребенка. Боятся, что он станет подражать речевым дефектам сверстников и ситуация ухудшится. Любой специалист подтвердит, что опасения напрасны, так как ребенок будет находиться под постоянным наблюдением опытных педагогов и логопедов, любые изменения речи будут зафиксированы и со временем исправлены. Если нарушения выражаются только в затрудненном произношении отдельных звуков (например, ребенок испытывает сложности в произнесении звуков «р», «л»), то переводить ребенка в логопедический садик не нужно, такие дефекты может исправить частный логопед или специалист медицинского центра за несколько занятий. Также работа с частным логопедом будет эффективней, если ваш ребенок часто болеет и вынужден пропускать занятия. Посещения логопеда должны быть регулярными и системными, иначе прогресс так и не наступит.
Занятия в логопедической группе помогут ребенку преодолеть речевые проблемы, наладить межличностные контакты, повысить самооценку, что, несомненно, положительно скажется на его текущем и перспективном развитии.