В наше время происходит разделение речи на два вида функций: внешняя и внутренняя. Внешняя функция представляет собой два подвида — это устная и письменная речь. В свою очередь устную часть принято разделять на несколько видов, таких как диалогическая и монологическая речи. Помимо этого существует еще звуковая, а также использующая язык жестов речь. Система жестов является разговором, в котором используются жесты для передачи информации.
Диалог — это разговор, в котором принимают участие два или большее количество собеседников. Также существует понятие «диалоговая речь» — это вид речи, который поддерживается собеседниками, то есть в ходе разговора люди задаются поясняющимися вопросами, благодаря которым человек может заканчивать ход мысли общения или развить их.
Беседа относится к разновидности диалогического типа разговора. Во время беседы диалог обычно носит определенный тип направления.
Кроме диалогов, существует еще один подвид устной речи — это монолог. Монологическая речь — это тип речи, во время которой изложение информации идет в течение длительного времени от одного лица. Содержание монологической речи должно соответствовать требованию в правильном построении последовательности фраз, а также не должно допускаться грамматических ошибок фраз. При монологе должен соблюдаться правильный темп и звучание речи.
Следующим подвидом человеческой речи представляется письменная речь. Она используется с целью сохранить и передать определенную информацию людям, используя систему знаков.
Письменная речь является еще одним типом монологов. Она является наиболее обширной, чем монологическая. Это связано с тем, что в письменной речи отсутствует обратный вид связи с собеседником. Письменная речь не имеет особенных типов влияния на человека: только сами словосочетания, а также форма построения предложения.
Внутренней речью является разговор, при котором человек разговаривает с самим собой. В этом процессе выражаются внутреннее мышление, внутренние споры, которые возникают при принятии какого-то решения. Основным применением этого средства является управление своей деятельностью. Формирование внутренней речи происходит при помощи внешней. Ведь когда ребенок развивается, он сначала учится разговаривать, а только потом начинает проявляться внутренняя речь: он начинает рассуждать, иногда разговаривать сам собой.
При переводе внешней во внутреннюю речь происходит сокращение структуры поднятой темы. А при переводе из внутренней во внешнюю речь, наоборот, происходит сильное увеличение структуры текста. Здесь учитывается не только логическое, но и грамматическое правило речи.
Информативность речи — это то, насколько передаваемая собеседником информация несет важную информацию, а так же от того, каким способом человек ее передает.
Существует такое значение как понятность речи. Оно зависит от нескольких критериев. Во-первых, это то, какое значение в себе несет это информация по смыслу. А также это то, какими языковыми особенностями она обладает. В особенности это отношение уровня сложности с уровнем развитости собеседника, которому передается эта информация.
Последней особенностью речи является выразительность речи. Она подразумевает обстановку, в которой происходит выступление, четкость и понятность произносимого, а так же возможность постановки верных интонаций. В особенности умение человека использовать типы переносного и образного значения.
В заключении необходимо отметить, что речь делится на несколько типов. Каждый из них представлен своими особенностями, а также способами применения. Все виды имеют определенный порядок развития в человеческой деятельности.