Почти все родители пытаются узнать, во сколько дети начинают говорить и стараются всячески добиться нормативных показателей или даже опередить их. Мамы с папами любят хвастаться первыми словами малыша, его словарным запасом или способностью собирать слова в предложения.
Почитать профильную литературу, ознакомиться с возрастными таблицами, узнать у своего педиатра, во сколько дети начинают говорить предложениями. Мы облегчим эту задачу и дадим возможность сравнить достижения вашего ребенка с тем, что считается нормой. Узнаете, не отстает ли ваш малыш в развитии, как с ним заниматься и на что обратить внимание.
Необходимо учитывать тот факт, что разные родители считают «началом разговора» разные ситуации. Кто-то полагает, что это первое слово «мама», а кто-то ждет, когда малыш скажет свое первое, осмысленное словосочетание. То есть понятие «говорить» слишком расплывчатое и обобщенное, чтобы называть какое-то однозначное число. Поэтому мы пойдем другим путем, более правильным.
Мы расскажем, в каком возрасте и что должен уметь говорить малыш. То есть с каждым годом нормативы меняются, а вместе с ними и ваши цели с ожиданиями.
Давайте начнем с нормы речевого развития однолетнего и двухлетнего ребенка:
- появляются первые слова, но произношение хромает;
- использует слова-корни: их от 5 до 10;
- произносит такие гласные – а, у, и, о;
- произносит такие согласные – м, п, б, к, д, п, х. То есть желающие узнать, во сколько дети начинают говорить мама, нашли ответ на свой вопрос.
В возрасте двух-трех лет словарный запас увеличивается, и вот чего можно ожидать от своего малыша:
- пассивный словарный запас быстро увеличивается;
- активный словарный запас доходит до 200-300 слов;
- может произносить слова даже из трех слогов, но часто пропускает или не произносит первый или средний слог. Так что с тем, во сколько дети начинают говорить «мама», «папа» мы уже разобрались.
Двигаемся дальше.
В 3-4 года развитие идет семимильными шагами, и малыш уже:
- активно использует до 1 500 слов;
- у него начинает формироваться грамматический строй речи;
- различает настоящее и прошедшее время, а также формы;
- произносит твердые согласные – в, с, з;
- осваивает шипящие;
- периодически употребляет простые предлоги и союзы.
Четырехлетний и пятилетний ребенок уже должен прекрасно общаться с окружающими:
- о том, во сколько ребенок начинает говорить первые слова, мы уже писали выше, а вот в 4 года он уже использует простые;
- распространенные предложения;
- дифференцирует звуки речи;
- звукопроизношение пока нарушено. Плохо смягчает звуки и пока не может освоить звонкие;
- употребляет сложные союзы, наречия и местоимения.
Пятилетний и шестилетний ребёнок может еще больше:
- оценивает свою речь и речь других людей;
- в его словаре уже около 2 500 слов;
- иногда могут проскакивать речевые аграмматизмы и попытки выбросить из речи сложные слова;
- активно учится читать, готовится к школе, описывает события и предметы.
Надеемся, вы поняли, во сколько месяцев дети начинают говорить, и как развиваются речевые способности ребенка с возрастом. Но мало узнать, во сколько дети начинают говорить «агу» и просто ждать, когда это время наступит. С малышом необходимо постоянно заниматься. Позже, когда малыш подрастет, нужно будет ознакомиться с существующими логопедическими приемами и заниматься со своим чадом уже целенаправленно.