В нашей жизни очень важно значение речи. Именно она помогла человеку выделиться среди остальных живых существ и стать настолько разумным. С помощью речи мы передаём информацию, мыслим, создаём что-то новое и передаём знания другим, в том числе и будущим поколениям.
Однако всё чаще мы слышим о задержке речевого развития.
Задержка речевого развития — отставание способности ребёнка говорить. То есть он начинает произносить слова, но происходит это позже положенного срока, с отставанием от возраста. Это состояние проявляется недоразвитием активного либо пассивного словарного запаса.
Причины, по которым может возникнуть данное состояние
Среди множества возможных причин развития синдрома есть прямые и косвенные.
Прямыми причинами считаются такие физиологические предпосылки:
- травмы оболочек головного мозга;
- инфекции, поражающие нервную систему, в том числе ЦНС;
- проблемы со слухом;
- различные расстройства в работе ЦНС;
- генетическая предрасположенность.
Среди перечисленного типа есть и внешние предпосылки, которые тоже относятся к прямым:
- у малыша мало речевых контактов. Если ребёнок почти не слышал слова, то и наполняться его словарному запасу неоткуда;
- есть обратная причина — чрезмерное количество речи, которая становится неразборчивым шумом для ребёнка. Например, взрослые часто громко разговаривают, при этом работает телевизор и радио;
- вследствие неблагоприятных взаимоотношений в семье из-за стресса дети могут начать говорить позже;
- чрезмерная опека, из-за которой ему нет необходимости высказывать свои потребности.
Косвенные причины не настолько конкретны и к ним относятся такие:
- состояние может возникнуть вследствие тяжёлой инфекционной болезни — менингит, энцефалит, а также как последствие кори, скарлатины;
- может влиять состояние общего иммунитета. При ослабленной иммунной системе ЗРР встречается чаще;
- причины могут проявиться ещё до рождения — внутриутробные инфекции. Или во время рождения — родовые травмы, недоношенность или, наоборот, асфиксия и гипоксия;
- есть ещё возможная причина, относящаяся к этому типу — пол малыша. Среди мальчиков данное состояние встречается в 4 раза чаще.
Симптомы синдрома
Чем раньше обнаружена задержка, тем проще её победить.
- Если он в 3-4 месяца не реагирует на речи родителей — уже признак.
- В 8-9 месяцев ребёнок не начал лепетать.
- После года не произносит простые слова «мама», «папа» и т.п.
- В 2 года его словарь содержит всего меньше 20 слов.
- В 3 года речь малыша плохо понимают окружающие.
- В 4 года ему сложно запомнить новое слово, трудно произнести шипящие.
- После пятилетия он не применяет все части речи, говорит только простыми предложениями.
Когда идти к врачу?
Здесь не может даже быть долгих раздумий — необходимо срочно идти к специалисту, как только вы заметили отклонение в развитии ребёнка. Потому что с течением времени это состояние сложнее корректируется. Даже ели всё окажется в пределах нормы — лучше пусть это докажет врач, чем в будущем придётся посещать дорогие уроки логопеда, которых потребуется больше, если тянуть.
Начинать поход в больницу следует с педиатра. Потом потребуются консультации сурдолога и невропатолога. При необходимости могут направить на обследование — ЭКГ, МРТ, ЭХОКГ. После этого выяснится, нужно ли посетить психолога или психиатра, логопеда.